В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее – 261-ФЗ) требования к организации учета (установке общедомовых (коллективных) приборов учета) не распространяются на ветхие, аварийные объекты.
В то же время в ряде регионов наблюдаются ситуации, когда электросетевые организации, выполняя свои обязанности, предусмотренные законом 261-ФЗ, устанавливают на границе своей балансовой принадлежности приборы учета, в том числе и в отношении многоквартирных домов, признанных аварийными. Но в случае установки общедомовых приборов учета из-за высокого уровня потерь во внутридомовых сетях аварийного дома такими приборами фиксируется большой объем потребления электрической энергии, по большей части на общедомовые нужды (ОДН). С учетом того, что ОДН в таких домах существенно превышает норматив и «ложится на плечи» жителей, то наличие общедомового прибора учета приводит к существенному росту платежей граждан, проживающих в таком доме (как правило, малообеспеченных).
Таким образом, в результате установки общедомового прибора учета в многоквартирном доме аварийного фонда и использования его показаний при расчетах за энергоресурсы ухудшается положение жителей.
Если же многоквартирные дома, отнесенные к аварийному фонду, не оснащены общедомовыми приборами учета, то пользователи помещений в таких домах оплачивают стоимость электрической энергии, рассчитанную по нормативу, что составляет величину существенно меньше фактического объема потребления. В итоге у сетевых организаций увеличиваются объемы потерь на величину не оплаченных населением объемов, что также ухудшает их положение, а также искажает показатели их деятельности, в частности по снижению потерь в сетевых объектах.
По моему мнению наиболее справедливым выходом из положения могло бы стать субсидирование из бюджетов выпадающих доходов сетевых организаций (или гарантирующих поставщиков в случае установки ОДПУ), однако в условиях экономического кризиса такой подход к решению данной проблемы вряд ли возможен.
Поэтому, считаю целесообразным в интересах жителей аварийных домов сохранить за ними право не устанавливать приборы учета и рассчитываться по нормативам потребления (причем без применения повышающих коэффициентов, поскольку по закону ФЗ-261 у них отсутствует обязанность по оснащению приборами учета).
Учитывая котловой принцип формирования тарифов сетевых организаций, предлагаю наряду со стоимостью объемов фактических потерь в сетях сетевых организаций (определенных по показаниям приборов учета, установленных по границе балансовой принадлежности электросетевого хозяйства сетевых организаций) дополнительно (но отдельно) учитывать при установлении тарифов на услуги по передаче стоимость объемов потерь в сетях аварийного жилого фонда. Реализация такого подхода по учету стоимости объемов потерь в сетях аварийного жилого фонда в тарифах на передачу возможна по аналогии с учетом в них перекрестного субсидирования потребления граждан, поскольку по сути является разновидностью перекрестного субсидирования с которым мы так давно боремся.
Данный вопрос требует скорейшего законодательного урегулирования.
В связи с чем, выступая в рамках 371-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с целью всесторонней профессиональной оценки, Виктор Рогоцкий внес предложение обсудить существующую практику учета и начисления платы за потребленные ресурсы в многоквартирных домах, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу на площадке Совета Федерации с участием всех заинтересованных сторон и последующего внесения изменения в ФЗ-261.
Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко поддержала инициативу сенатора и дала поручение Комитету по экономической политике и Комитету по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проработать данный вопрос в ближайшее время.