Комитет по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утвердил рекомендации по начислению платы за общедомовые нужды.
Рекомендации Правительству Российской Федерации по вопросу корректировки нормативно-правовой базы в части начисления платы за общедомовые нужды были выработаны в ходе заседания «круглого-стола» на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации, которое состоялось 27 октября 2014 года.
Напомним что в заседании приняли участие более 60 представителей профильных органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, профессионального и научного общества, общественные организации.
Резолюция «круглого-стола» на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации.» в ближайшее время будет направлена в Правительство Российской Федерации.
Участники «круглого-стола» в частности отметили что:
1. Существующая система отношений не является сбалансированной. Она приводит к снижению качества жилищно-коммунальных услуг, дестабилизации и социальной напряженности, взаимным претензиям, росту неплатежей, снижению мотивации на экономию ресурсов, завуалированному повышению платы непрозрачности рынка ЖКУ.
Возложение финансовой ответственности за сверхнормативное потребление ОДН на управляющие организации и исключение финансовой мотивации конечных потребителей к снижению ОДН оказались неэффективными и несистемными решениями, негативные последствия которых проявляются в следующем:
• Собственники помещений не видят смысла в поддержке предложений управляющих организаций, направленных на снижение энергопотребления. Более того, воспринимают предлагаемые мероприятия враждебно, солидарно покрывают воровство соседей, игнорируют предложения по капитальному ремонту сетей и т.п. Это приводит к росту напряжения в отношениях между собственниками помещений (потребителями) и управляющими организациями, поставщиками ресурсов, тормозит развитие института ответственного собственника жилья.
• Даже добросовестные управляющие организации, в результате не находя поддержки собственников помещений и не имея источников компенсации выпадающих доходов, предпочитают не оплачивать сверхнормативный объем поставщикам ресурсов. Либо соразмерно снижают качество жилищных услуг. В целом это приводит к росту неплатежей, дестабилизации рынка ЖКУ, снижению качества услуг, невозможности отличить добросовестную организацию от недобросовестной.
• Поставщики ресурсов вынуждены в судебном порядке требовать с управляющих организаций оплаты объема сверхнормативных ОДН. Это приводит к банкротству даже добросовестных управляющих организаций, недопустимому росту неликвидной задолженности, подлежащей включению в тариф ресурсоснабжающей организации.
• В конечном итоге население, так или иначе, все равно оплачивает сверхнормативное потребление ресурсов на ОДН, но уже крайне не прозрачно, не имея персонифицированного интереса на поддержку мероприятий по снижению ОДН. В результате тормозится развитие культуры энергосбережения.
Принудительный перевод платы за ОДН из коммунальной услуги в жилищную услугу, без учета мнения сторон договора управления и ситуации в конкретном доме, только усугубит существующие проблемы.
• Никаких новых механизмов снижения ОДН за счет принудительного перевода платы в жилищную услугу не появится. Проблема сверхнормативного ОДН не решается.
• У поставщиков ресурсов исчезнет возможность получать денежные средства за поставленный ресурс напрямую с конечных потребителей, что приведет к росту неликвидной задолженности, и соответствует исключительно интересам недобросовестных управляющих организаций.
Целесообразно переводить ОДН в жилищную услугу только по решению общего собрания собственников помещений, которые совместно с управляющей компанией согласовали размер платы с учетом возможных мероприятий по снижению расхода ресурсов на ОДН.
2. Решение проблемы должно быть комплексным и включать в себя:
a. Создание действенных механизмов борьбы с основными причинами высоких ОДН.
b. Создание солидарной мотивации конечных потребителей ресурсов к решению проблем высокого расхода ресурсов на ОДН.
c. Создание условий для запуска механизмов энергосервисного контракта в многоквартирных домах.
d. Предоставление возможности участникам отношений самостоятельно выбрать оптимальную схему расчетов с учетом особенностей конкретного дома.
В числе приоритетных направлений корректировки законодательства и нормативно правовой базы должны быть:
• Повышение ответственности за неустановку индивидуальных приборов учета, за хищения энергоресурсов и искажение показаний.
• Повышение ответственности управляющих организаций за отсутствие профессиональных предложений по снижению ОДН.
• Расширение прав общего собрания по принятию решений, направленных на снижение ОДН, обязательных к исполнению всеми собственниками помещений и потребителями в МКД.
• Исключение возложения на управляющие организации разницы между фактической величиной ОДН и нормативом. Отмена нормативного определения платы за ОДН для МКД, в которых установлены общедомовые приборы учета.
• Стимулирование развития систем дистанционного учета и контроля потребления энергетических ресурсов
• Установление порядка учета и начисления индивидуального потребления для помещений, где нет официально зарегистрированных жителей (в случае отсутствия прибора учета, где начисление производится по нормативам).
• Нормативного закрепления обязанности для собственников помещений в МКД по передаче показаний индивидуальных приборов учета ежемесячно в жестко оговоренные сроки
• Необходимости формирования условий для реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.
• Представления собственникам помещений многоквартирных домов право принимать решение о включении платы за ресурсы, предоставленные на ОДН, в состав платы за жилищную услугу при реализации мероприятий по снижению расходов на ОДН, предусматривающих установление абонентской платы на риск исполнителя по согласованной цене (энергосервисных контрактов).
Участники «круглого-стола» предложили рекомендовать Правительству Российской Федерации при подготовке законопроектов и внесении изменений в подзаконные нормативные акты, касающиеся вопросов начисления оплаты за общедомовые нужды, предоставить собственникам помещений многоквартирных домов право принимать решение о включении платы за ресурсы, предоставленные на ОДН, в состав платы за жилищную услугу на условиях, согласованных с управляющей организацией. В случае отсутствия указанного решения обязать собственников помещений оплачивать коммунальные ресурсы в соответствии с фактическим потреблением (по показаниям приборам учета) в адрес поставщика коммунальных ресурсов.
Такой вариант решения, вместе с реализацией указанного комплекса мер, направленных на снижение ОДН, позволит наиболее эффективно выполнить поручения Председателя Правительства по итогам форума в Челябинске и улучшит ситуацию в отрасли.