27 октября 2014 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый-стол» на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации.
Проблема ОДН уже на протяжении многих лет сохраняет свою актуальность и является причиной роста социальной напряженности в регионах и вызывает горячие споры в профессиональном сообществе. Сегодня, на очередном витке попытки урегулировать проблему ОДН, необходимо пересмотреть подход к этой теме, разработать действенные механизмы и принять нормативные акты, которые позволяли бы действительно решить данную проблему, сбалансировав права и обязанности всех сторон взаимоотношений.
Обращаясь к участникам «круглого-стола», Член комитета по экономической политике Виктор Рогоцкий отметил что: пробелы в регулировании, иногда заплаточные решения привели к наличию системных проблем в отрасли. В первую очередь, это отсутствие реальной ответственности как управляющих организаций за непрофессиональное управление домом, так и собственников помещений в МКД. Такая ситуация влечёт взаимные претензии, рост дебиторской задолженности, низкую мотивацию к повышению энергоэффективности. Существующее нормативное регулирование имеет ряд системных недостатков, которые отрицательно сказываются на всех участниках отношений – и на гражданах, и на управляющих организациях и на поставщиках ресурсов.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис озвучил положения Проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме» опубликованного для обсуждения на «Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения». Проект Постановления предусматривает включение расходов на общедомовые нужды в жилищную услугу в объёме нормативов.
В живом диалоге с представителем Минстроя участники заседания отметили необходимость доработки, предложенных к общественному обсуждению, положений Проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме».
Председатель комитета Законодательного собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев сообщил участникам заседания, что вопрос исключения из состава платы за коммунальные услуги затрат на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды и включение таких затрат в состав платы за содержание общего имущества неоднократно обсуждался на площадке Законодательного собрания области с привлечением представителей экспертного сообщества, поставщиков ресурсов, управляющих организаций и общественных объединений. В результате этих совещаний, все участники пришли к однозначному выводу, что принудительное включение затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома нецелесообразно т.к. повысит непрозрачность платежей и позволит недобросовестным управляющим организациям рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями средствами, предназначенными собственно для содержания и ремонта общего имущества МКД, что ухудшит качество содержания и ремонта. Председатель комитета предложил отложить принятие постановления в данной редакции, оценить риски и сначала доработать другие законодательные акты, начав с постановления правительства №306. Также для развития отрасли и повышения прозрачности – «освободить» управляющие компании от обязанности быть «исполнителями» коммунальных услуг.
Директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая, пояснила, что от принятия предложенного нормативного акта положение управляющих организаций только ухудшится, что спровоцирует новую волну банкротств и коррупции на рынке. Для системного решения необходимо отменить норматив и внести среднюю величину. Также важно мотивировать всех участников отношений на заключение энергосервисных контрактов. Исходя из опыта работы в регионе, с данным мнением согласились представители сообщества управляющих компаний Брянской области и представители Жилищной инспекции г. Санкт-Петербурга.
Директор по реализации ОАО ГК «ТНС энерго» Алексей Ситдиков отметил, что жители и управляющие организации должны сами определить, что лучше для каждого конкретного дома и каждого ресурса. Оплачивать фактическое потребление в полном объеме или установить абонентскую плату, в рамках которой УК может оставить себе доход от экономии. Целесообразно предусмотреть возможность включения ОДН в жилищную услугу в качестве права, а не обязанности. При этом абонентская плата должна быть рассчитана, исходя из индивидуальных особенностей и по соглашению сторон, а не приравниваться «по умолчанию» среднему нормативу. Повсеместное включение ОДН, ограниченного нормативом, в жилищную услугу приведёт только к истреблению рынка частных управляющих организаций (кроме элитного фонда). В рамках существующей платы за содержание жилья в большинстве МКД снизить потребление ресурса до нормативного и при этом хотя бы окупить проведённые мероприятий объективно невозможно. Тем более, без поддержки самих собственников помещений.
Председатель правления НП «ГП и ЭСК» Наталья Невмержицкая обратила внимание, что в случае включения платы в жилищную услугу важно предусмотреть ответственность управляющих организаций за задолженность перед РСО. В том числе, лишать их лицензии в случае образования 2-х месячной задолженности. В то же время, размер норматива по стране отличается в 80 раз. Если и оставлять нормативное ограничение ОДН, то величина норматива должна стимулировать собственников на энергоэффективность, а не наоборот, как сейчас. В данной ситуации включать ОДН в жилищную услугу преждевременно и целесообразно отсрочить принятие этого решения.
Мнение о неэффективности принудительного включения ОДН в жилищную услугу поддержал Алексей Фролов, заместитель министра строительства, архитектура и ЖКХ Республики Татарстан. Сославшись на опыт организации работы в регионе, Алексей предложил наделять субъекты большими полномочиями, для решения проблем ЖКХ. Так как руководство региона в первую очередь мотивировано повышать инвестиционную привлекательность отрасли.
Первый Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин поддержал коллег из регионов и сообщил что «ОПОРА РОССИИ», учитывая мнение предпринимателей, представителей управляющих организаций и экспертов отрасли со всей страны, выступает против принятия Проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме» в текущей редакции. Среди предложений от общественной организации – рассмотреть возможность перерасчета платы за ОДН раз в год, по аналогии с услугой теплоснабжения, а также ввести ответственность за отказ от установки прибора учета.
Участники мероприятия также отметили, что существующая система взаимоотношений, предусматривающая ограничение платы за ОДН нормативом, приводит к снижению качества жилищно-коммунальных услуг, дестабилизации и социальной напряженности, взаимным претензиям, росту неплатежей, снижению мотивации на экономию ресурсов, завуалированному повышению платы, непрозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг. Такая ситуация недопустима и требует изменений.
По мнению участников заседания, принудительное включение платы за общедомовые нужды в виде абонентской платы в жилищную услугу в объёме нормативов, не позволит сбалансировать интересы сторон, что приведёт к недовольству, как со стороны собственников в МКД, считающих плату завышенной, так и со стороны исполнителей, считающих плату заниженной. В результате напряжённость в отрасли только возрастёт, и начнутся массовые банкротства управляющих организаций.
Возложение финансовой ответственности за сверхнормативное потребление ОДН на управляющие организации и исключение финансовой мотивации конечных потребителей к снижению ОДН оказались неэффективными и несистемными решениями, негативные последствия которых проявляются в следующем:
Собственники помещений не видят смысла в поддержке предложений управляющих организаций, направленных на снижение энергопотребления. Более того, воспринимают предлагаемые мероприятия враждебно, солидарно покрывают воровство соседей, игнорируют предложения по капитальному ремонту сетей и т.п. Это приводит к росту напряжения в отношениях между собственниками помещений (потребителями) и управляющими организациями, поставщиками ресурсов, тормозит развитие института ответственного собственника жилья.
Даже добросовестные управляющие организации, в результате не находя поддержки собственников помещений и не имея источников компенсации выпадающих доходов, предпочитают не оплачивать сверхнормативный объем поставщикам ресурсов. Либо соразмерно снижают качество жилищных услуг. В целом это приводит к росту неплатежей, дестабилизации рынка ЖКУ, снижению качества услуг, невозможности отличить добросовестную организацию от недобросовестной.
Поставщики ресурсов вынуждены в судебном порядке требовать с управляющих организаций оплаты объема сверхнормативных ОДН. Это приводит к банкротству даже добросовестных управляющих организаций, недопустимому росту неликвидной задолженности, подлежащей включению в тариф ресурсоснабжающей организации.
В конечном итоге население, так или иначе, все равно оплачивает сверхнормативное потребление ресурсов на ОДН, но уже крайне не прозрачно, не имея персонифицированного интереса на поддержку мероприятий по снижению ОДН. В результате тормозится развитие культуры энергосбережения.
Предложения и мнения участников рынка для формирования окончательного варианта итогового документа можно направлять в Комитет по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания или на почту Проект «Надежный партнер» info@nprating.ru в срок до 12 ноября 2014 года.
Резолюция «круглого-стола» на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации.» будет рассмотрена на очередном заседании Комитета по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направлена в Правительство Российской Федерации.
Все участники круглого стола отметили эффективность дискуссии. Заместитель министра строительства и ЖКХ заявил, что предложения и мнения участников необходимо обсудить дополнительно, в том числе возможность установления права собственников жилья включать ОДН в жилищную услугу. Важно создать «экономическую мотивацию всех участников рынка» и «повысить инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ».
В мероприятии приняли участие более 80 представителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональных объединений и некоммерческих организаций, представители поставщиков ресурсов и управляющих организаций. Данное мероприятие является началом открытого и эффективного диалога между экспертным сообществом, рынком и органами законодательной и исполнительной власти.
Благодарим участников за высказанные мнения и поддержку нашей инициативы!
***
«Круглый стол» прошел по инициативе Проекта «Надежный партнер» — единой площадки для диалога поставщиков, потребителей энергоресурсов и органов власти, созданной для консолидации мнения отраслевого и экспертного сообщества по внесению изменений в действующие нормативные и законодательные акты, тиражирования наилучших практик, поддержки надежных поставщиков услуг и энергетических ресурсов. Проект «Надежный партнер» реализуется крупнейшими энергосбытовыми компаниями России: ОАО «ЭСК РусГидро», ОАО ГК «ТНС энерго» и ОАО «РАО Энергетические системы Востока» www.nprating.ru