Обменивайтесь данными. Улучшайте платежную дисциплину

04.01.2017

Платежная дисциплина продолжает оставаться одной из главных проблем российского общества, хотя чаще всего о ней принято вспоминать при обсуждении тем жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса страны.

Кредитная история

Для этого есть повод. Можно сказать, что платёжная дисциплина в этих отраслях просто отсутствует. И это не будет большим преувеличением. В связи с огромными долгами государство в 2015 году предоставило возможность предприятиям жилищно-коммунального и энергетического комплексов передавать данные о злостных неплательщиках, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда, в Бюро кредитных историй (БКИ). Однако, этим правом пользуются в основном предприятия ЖКХ.

Пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платежные обязательства своевременно, но есть множество других, менее законопослушных потребителей.

По данным НБКИ, более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками. В среднем такие граждане набирают по девять кредитов, три из которых являются активными и в настоящее время. Как показывает практика, платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% должников за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Соответственно, существует прямая зависимость между кредитной активностью граждан и исполнением обязательств по оплате энергоресурсов.

Есть и другая категория должников – забывчивые, которые рассчитываются только после напоминания или уведомления о возможном введении ограничения энергоснабжения. В этом случае, угроза передачи данным в БКИ служит дополнительным фактором исполнения обязательств в срок.

Одним из выходов по улучшению ситуации с платежной дисциплиной является ужесточение требований к различным финансовым организациям, которые дают населению небольшие деньги под гигантские проценты. На законодательном уровне подобные меры уже прописаны, вопрос встал за реализацией – обработка огромного массива информации требует современных и эффективных инструментов.

Цивилизованные рейтинги

Для решения проблемы, чаще всего идут по пути «закручивания гаек», вводя новые штрафы и пени. Между тем, есть и другие способы укрепления платежной дисциплины, которые незаслуженно отходят на второй план. Например, система обмена данными «СПАРК-Мониторинг платежей».

Развертывая эту систему в секторе электроэнергетики, мы хотим показать, что многие проблемы возможно решить за счет объединения усилий самих участников рынка и даже без отдельных бюджетов, – Алексей Морсин, руководитель направления «Мониторинг платежей» Ггруппы «Интерфакс».

Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Например, «оцифровывание» платежной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платежной дисциплины.

Немаловажен и профилактический нюанс. Он уже используется, но «публикация поставщиками ресурсов списков недобросовестных потребителей-должников на корпоративных сайтах как инструмент морального воздействия не очень эффективна, поскольку труднодоступна, а зачастую и малоинформативна из-за невозможности однозначно идентифицировать должника».

Переход от разрозненных «черных списков» к цивилизованным рейтингам платежной дисциплины, собранным в одном месте и доступным «целевой аудитории» в лице банков, страховых компаний, СМИ, органов государственной власти и служб безопасности предприятий и организаций, усиливает давление на должника. А добросовестному потребителю позволяет укрепить репутацию, – Алексей Морсин.

Еще одним важным параметром «Мониторинга платежей» являются инструменты для организации контроля. Работой с дебиторской задолженностью зачастую занимаются сразу несколько подразделений. От того, насколько тесно они взаимодействуют, как организованы информационные потоки и правильно ли спланированы ресурсы на работу с задолженностью, может зависеть исход дела. Ведение обширной базы потребителей и контроль за их взаимодействием, требуют автоматизации процесса, создания эффективной площадки для совместной работы подразделений. Эти возможности уже предусмотрены для участников в рамках системы.

Мониторинг платежей

Председатель правления Ассоциации «Надежный партнёр», советник по внешним коммуникациям ОАО «ТГК-2» Андрей Романчук отметил существенную разницу между Бюро кредитных историй и системой «Мониторинг платежей».

Если БКИ является эффективным инструментов воздействия на неблагонадежных потребителей — физических лиц, то «Мониторинг платежей» работает с юридическими лицами, долги которых имеют превалирующую долю в структуре дебиторской задолженности энергокомпаний, — Андрей Романчук.

«Мониторинг платежей» является по сути независимым арбитром платежной репутации организаций, которая в сложных экономических условиях должна стать безусловным фактором при определении исполнителя по договорам поставок товаров и оказания услуг для энергетиков. Андрей Романчук добавил, что при этом работает и обратная ситуация:

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчетов заказчика тоже крайне важны при определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надежный партнер» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК- Мониторинг платежей» – конечно, при условии их своевременной загрузки коллегами-энергетиками из других регионов и отраслей ТЭК.

Эксперт уверен, что для благонадежных контрагентов передача данных в систему будет приятным бонусом в виде положительной, независимой оценки платежной репутации, на которую обратят внимание банки, страховщики и деловые партнеры.

Ценность «Мониторинга платежейга» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства, – Андрей Романчук.

Важно отметить, что система будет работать только при активном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платежных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

Верификация данных о платежной дисциплине потребителей энергоресурсов и построение платежных цепочек, может стать эффективным инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК. На основании фактических данных, можно принимать управленческие решения, строить прогнозы и формировать планы по собираемости денежных средств и привлечению кредитных ресурсов для погашения кассовых разрывов.

Дополнительно стоит отметить, что Проект «Надежный партнер» выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон «О кредитных историях», допускающих передачу данных в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решений суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платежная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заемщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю «забывчивых» граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане ранее допустившие незначительное нарушения платежной дисциплины в отношении расчетов по кредитам, смогут просто вовремя расплачиваясь с энергетиками поправить свою кредитную историю.Работа системы «Мониторинг платежей» соответствует российскому законодательству, использование информации в недобросовестных целях исключено, клиентская база участников не раскрывается. В рамках системы собирается и анализируется как негативная, так и позитивная платежная информация.

Первый опыт

Несмотря на то, что система обмена данными существует уже более пяти лет, первый опыт её использования энергетической компанией появился совсем недавно. Одним из пионеров в этой сфере стало ОАО «ТГК-2». Предприятие около полугода является участником системы «СПАРК-Мониторинг платежей».

Формирование единой системы мониторинга платежной дисциплины позволит наглядно показать всю цепочку платежей в ТЭК и ее уязвимые места, а также послужит дополнительным фактором оценки информационной открытости компании, – ПутрПетр Зарубин, первый заместитель генерального директора — директор по коммерческим вопросам ОАО «ТГК-2».

В октябре к СПАРКу системе подключилась «Рязанская энергетическая сбытовая компания», которая входит в группу компаний «РусГидро». Работа энергосбытовых компаний с дебиторской задолженностью имеет свои особенности, ведь окончательный расчет за потребленную электроэнергию осуществляется, в большинстве случаев, на условиях постоплаты, а статус гарантирующего поставщика не позволяет отказать в обслуживании потребителям, платежеспособность которых вызывает сомнения.

Данная система позволит нам выстраивать более гибкую политику в отношении наших клиентов, иметь по ним расширенную и что самое важное, консолидированную информацию, в том числе по ситуациям, связанным с банкротством, реорганизацией или прекращением хозяйственной деятельности, – Сергей Кузьмин, генеральный директор ПАО «РЭСК».

ОАО «ТГК-2» и ПАО «РЭСК» стали первыми энергокомпаниями, приявшими публичный статус в системе «Мониторинг платежей». Всего же в систему передают данные десятки энергокомпаний и сотни предприятий других отраслей экономики, но потребители об этом не узнают, до тех пор, пока сами компании не раскроют этот факт.

Сохранить экономическую безопасность

«Интерфакс» развивает систему «СПАРК-Мониторинг платежей» с 2011 года. Главные её задачи: укрепление платежной дисциплины, снижение просроченной дебиторской задолженности и рисков работы на условиях отсрочки платежа. Система функционирует за счет взаимного обмена данными между участниками системы – поставщиками товаров и услуг, которые ежемесячно сообщают о своевременности исполнения финансовых обязательств их клиентами. Такой обмен информацией мотивирует партнеров внимательнее относиться к выполнению договорных обязательств, поскольку формируемая «платежная история» становится доступна другим участникам рынка, в том числе страховым и кредитным организациям, а также органам власти.

Для энергетических компаний особенно важно обеспечить работу по профилактике возникновения дебиторской задолженности и сокращения сроков оплаты, прогнозировать развитие ситуации для своевременного принятия необходимых мер, направленных на сохранение экономической стабильности, выявлять слабые места в системе управления дебиторской задолженностью. Функционал системы «Мониторинг платежей» обеспечивает такие возможности, – Владимир Герасимов, первый заместитель генерального директора Группы «Интерфакс».

В заключение добавим, что за основу при запуске системы был взят многолетний опыте развития подобных программ в более чем 40 странах мира. Её техническая реализация осуществлена на базе «СПАРК» – крупнейшей информационно-аналитической системы по компаниям России и ряда стран СНГ, которая используется тысячами компаний различных отраслей, в том числе большинством банков и страховых организаций. Участие в системе «Мониторинг платежей» не требует дополнительных затрат от компаний.

Материал опубликован на портале https://communal-control.ru/

Разработка сайта - webtronix