В соответствие с принятыми в 2014 году поправками в 218-ФЗ «О кредитных историях»*, право на передачу сведений в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) получили организации – поставщики коммунальных услуг. По состоянию на 01.07.2016 года своим правом передавать сведения о злостных неплательщиках за ЖКУ воспользовались более 50 поставщиков из 10 регионов РФ, которые передали в НБКИ сведения о более чем 6 тыс. гражданах, в отношении которых имеется не исполненное в 10-дневный срок судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги. При этом средний размер долга за ЖКУ, подлежащего взысканию, составляет 44 521 руб.
Также стоит отметить, что, по мнению поставщиков ЖКУ, передача данных в НБКИ стимулирует злостных должников к выполнению обязательств. Дело в том, что наличие информации о просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг, неисполненной по решению суда, ухудшает состояние кредитной истории данных граждан. Что, в свою очередь, затрудняет им доступ к кредитным ресурсам.
При анализе поступивших сведений выяснилось, что более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками: в среднем такой гражданин получал 9 кредитов, из которых 3 являются активными в настоящее время. При этом платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% злостных неплательщиков за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Таким образом, активные в настоящее время кредиты без нарушений обслуживают лишь 21,17% человек, а с учетом уже закрытых кредитов доля добросовестных заемщиков составляет 10,12%.
Наиболее популярные у злостных неплательщиков за ЖКУ типы кредитов – потребительские кредиты и кредитные карты, на них суммарно приходится 95,97% активных кредитов. Хуже всего должники за ЖКУ оплачивают автокредиты – по 95,24% активных автокредитов зафиксированы просрочки. Примечательно, что займы МФО эта категория заемщиков обслуживает относительно дисциплинировано – просрочки зафиксированы лишь по 8,33% активных займов. В целом структура активных кредитов должников за ЖКУ и качества их обслуживания представлена в таблице 1.
«Передача данных о долгах граждан за коммунальные услуги – важный первый шаг к повышению платежной дисциплины, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Первые результаты применения данной новеллы законодательства говорят о ее полезности, как для кредиторов, так и для поставщиков услуг. Мы считаем, что эта инициатива может быть расширена в сторону передачи в НБКИ положительной информации о платежной дисциплине россиян. Это позволит кредиторам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования».
«Ситуация с платежной дисциплины в сфере ЖКУ, к сожалению, остается стабильно неудовлетворительной, — говорит координатор проекта «Надежный партнер» Андрей Романчук. – Так, на розничном рынке электроэнергии, на конец 1 квартала 2016 года, задолженность составила 215,7 млрд рублей, задолженность за тепловую энергию приблизилась к цифре 214 млрд рублей, а общая сумма задолженности потребителей варьируется в районе 850 млрд рублей, при этом процент задолженности физических лиц в структуре долгов перед гарантирующими поставщиками электроэнергии занимает примерно 25-30% , а 20% из нее является просроченной. По тепловой энергии можно привести пример города Ярославль, где на прямых расчетах с «ТГК-2» находятся 85.5% населения, из них просроченную задолженность имеют 8%, которые составляют более 37% от общей суммы дебиторской задолженности. Активная работа поставщиков услуг с НБКИ может и должна улучшить ситуацию в отрасли. Поэтому мы призываем предприятия топливно-энергетического комплекса и поставщиков услуг ЖКХ активизировать контакты с НБКИ в вопросах передачи сведений о злостных неплательщиках. Считаем эту работу полезной и важной как для всего топливно-энергетического комплекса и предприятий ЖКХ, так и для кредитного рынка».
Таблица 1. Структура кредитных обязательств и платежная дисциплина злостных неплательщиков за ЖКУ
Тип кредита |
Доля в структуре кредитных обязательств (по количеству кредитов) |
Доля кредитов, обслуживаемых с нарушением графика |
Потребительский кредит |
62,20% |
78,10% |
Кредитная карта |
33,77% |
62,81% |
Заем МФО |
0,71% |
8,33% |
Автокредит |
1,24% |
96,87% |
Ипотека |
1,36% |
65,22% |
Предпринимательский кредит |
0,71% |
83,33% |
В среднем по всем типам кредитов |
72,51% |
* См. п. 1.4 Статьи 3 Федерального закона 218-ФЗ «О кредитных историях»: источник формирования кредитной истории — … организация, в пользу которой вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи …
— — — — — — — — — — — —
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») создано в марте 2005 года. В число акционеров бюро входят крупные банки и международные компании CRIF и TransUnion. Основное направление деятельности – создание единого центра хранения и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений. По состоянию на 1 апреля 2016 года Бюро консолидирует информацию о 184 млн кредитов, выданных свыше 3800 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ. В НБКИ хранится информация о 77 млн заемщиков. Бюро предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки рисков, прогнозной аналитики.
Сайт: www.nbki.ru. Cтраница НБКИ в фейсбуке: https://www.facebook.com/nbki.ru.
Контакты: Константин Дробышев, руководитель пресс-службы НБКИ +7 (495) 221-78-37, доб. 161, + 7 (903) 782-08-92, e-mail: KDrobyshev@nbki.ru
Проект «Надежный партнер» создан 2014 году с целью координации усилий ресурсоснабжающих организаций в области укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Основными участниками Проекта являются АО «ЭСК РусГидро», ПАО «ТНС энерго», ПАО «Челябэнергосбыт» и ПАО «РАО Энергетические системы Востока». В настоящее время деятельность Проекта «Надежный партнер» распространяется на территорию 30 субъектов Российской Федерации и направлена на формирование единой площадки для диалога поставщиков и потребителей энергоресурсов, анализа действующей практики и нормативно-правовой базы в энергетике, выявления факторов влияющих на соблюдение договорных условий и формирование публичных рейтингов в ТЭК.