Если бы , удалось принять намного раньше, экономика многих компаний отрасли сегодня была бы другой. Потребители энергоресурсов должны понимать, что энергоресурсы – это продукт, за который нужно платить», — отметила Председатель Правления НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая на пресс-конференции 8 июня в ИТАР ТАСС.
Задолженность на розничном рынке электроэнергии на середину мая составила порядка 208,8 млрд рублей, увеличившись с начала года – на 54,1 млрд руб. Текущие долги создают риски в подготовке объектов энергетики к новому осенне-зимнему периоду, а соответственно угрожают стабильному функционированию энергосистемы РФ. Помимо этого, сложившаяся ситуация приводит к увеличению тарифной нагрузки на добросовестных потребителей, так как расходы по обслуживанию кредитов участников рынка, покрывающих выпадающие расходы от неплательщиков, закладываются в регулируемый тариф.
На сегодняшний день в структуре задолженности за электроэнергию порядка 21 % приходится на население. По словам Натальи Невмержицкой, вопреки сложившемуся мнению большая часть неплательщиков – это платежеспособные потребители: «В Москве в жилом секторе эконом класса со средним счетом 3 тыс. рублей задолженность нулевая, в то время как в коттеджных поселках элит класса, или квартирах с суммой платежа до 12 тыс. рублей долги за потребленные ресурсы составляет 6 месяцев».
Среди юридических лиц большие сложности у энергосбытовых компаний вызывают арендаторы муниципальных сетей водо- и теплоснабжения, которых невозможно ограничить в подаче электроэнергии. Как показывает практика, за несколько лет может смениться до 20 арендаторов муниципального имущества. Законопроект предлагает установить особый порядок заключения, исполнения и расторжения договоров аренды систем водоснабжения, водоотведения и котельных, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заключение таких договоров аренды должно быть возможным только после предоставления победителем конкурса на право заключения договора аренды банковских гарантий, обеспечивающих оплату потребляемых объектами энергоресурсов. Также предлагается предусмотреть ускоренную внесудебную процедуру прекращения договоров аренды при неисполнении арендаторами своих обязательств. Для категории «неотключаемых» потребителей законопроектом предлагается ввести механизм финансовых гарантий исполнения обязательств по оплате потребляемых энергоресурсов. Правительство РФ должно быть наделено полномочиями по определению критериев и порядка предоставления. В случае непредставления гарантий и непогашения задолженности виновных лиц предлагается привлекать к административной ответственности.
Принятие рассматриваемого законопроекта в период весенней сессии 2015 года Государственной Думы Федерального Собрания РФ позволит оперативно начать работу по улучшению состояния расчетов на рынках энергоресурсов.