В рамках IV всероссийской Конференции «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России: развитие генерации после ДПМ. Выбор пути» в качестве возможного решения проблемы модернизации генерирующих мощностей в России была впервые озвучена концепция проведения двухэтапного конкурентного отбора мощности (КОМ).
На пленарном заседании, которое состоялось во второй части конференции, представители от каждого из круглых столов озвучили основные выводы и тезисы, сформированные в процессе общения.
Представители гарантирующих поставщиков, генерирующих компаний, государственных органов власти и инфраструктурных организаций пришли к консенсусу, обозначив неприемлемость тех нерыночных надбавок, которые сейчас отражаются в цене на мощность: межотраслевое перекрестное субсидирование (ДПМ ТБО, ДПМ ВИЭ) и межтерриториальное перекрестное субсидирование (Дальний Восток).
Вместе с тем, потребители предложили усовершенствовать инструменты КОМ и КОМ новых генерирующих объектов. В частности, рассмотреть возможность проведения конкурентного отбора не по ценовым зонам оптового рынка, а по укрупненным энергорайонам, например, по ОЭС, что позволит «приблизиться к физике процесса и более точному определению потенциальных проблем с дефицитом мощности».
Потребители особо отметили, что в перспективе необходимы меры по стимулированию нового спроса и развитию двухсторонних договоров. Это может создать как толчок к появлению новых потребителей и увеличению полезного отпуска, так и к загрузке имеющихся мощностей.
Представители технологической инфраструктуры подчеркнули, что прежде, чем предпринимать какие-либо активные действия в направлении всеобъемлющей модернизации, нужно понимать, что необходимо делать уже сейчас и как можно скорее, а что — оставить на будущее. По их мнению, прежде всего, внимания требуют газовые турбины на тех станциях, которые уже выработали свой ресурс, но до сих пор функционируют и обеспечивают надежность энергосистемы. Помимо этого, нужно отдельно рассматривать модернизацию ТЭЦ.
Однако наиболее широко обсуждалась и комментировалась представленная Минэнерго России модель двухэтапного КОМ.
Даная модель предполагает принятие инвестиционных решений на основе рыночных принципов, что направлено на создание стимулов к строительству новой мощности именно там, где требуется, на выбор и финансирование нужных поставщику и рынку оптимальных проектов модернизации. Также модель содержит дополнительные рыночные стимулы для развития двухсторонних договоров.
Участники мероприятия отметили, что к предложенной модели есть ряд вопросов, которые необходимо проработать с максимальной тщательностью прежде, чем претворить ее в жизнь.
Так, в предложенной модели отсутствует маржинальное ценообразование на втором этапе КОМ.
В связи с недостаточной прозрачностью принципа формирования локаций на втором этапе КОМ (территорий, по которым определяется спрос на втором этапе), было отмечено повышение ответственности Системного оператора за этот механизм.
По мнению некоторых участников, важно, чтобы проекты, которые будут заявлены на конкурс, действительно, могли быть реализованы не теоритически, а практически. А если все-таки на некоторых территориях возникнут проблемы с конкуренцией, то понадобится создание списков генераторов, необходимых системе и испытывающих потребность в модернизации. В этом случае необходимо понять принцип формирования таких списков и определить какое ведомство будет этим заниматься.
Кроме того, прозвучало мнение, что конкуренция в рамках двухэтапного КОМ должна быть всеобъемлющей, то есть в равных условиях должны конкурировать, например, генерация на основе ВИЭ, новая генерация, ТЭЦ и все прочие станции.
Заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко подчеркнул, что модель, безусловно, нужно дорабатывать с учетом тех предложений, которые прозвучали на пленарном заседании, но, по его мнению, двухступенчатый КОМ – это инструмент для реализации тех принципов, о которых участники конференции говорили в рамках мероприятия.
«Со своей стороны могу сказать, что «Совет рынка» с участием всех заинтересованных сторон проведет совещания, соберет все необходимые рабочие группы для того, чтобы, основываясь на тех замечаниях и пожеланиях, которые мы услышали в рамках обсуждения концепции модернизации, докрутить предложенную модель и найти верное решение», — отметил Председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров.
Напомним, что результаты обсуждения будут учтены в работе над концепцией пути развитии генерации в условиях завершения механизма договоров о предоставлении мощности (ДПМ) и переданы в Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики.
IV всероссийская Конференции «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России: развитие генерации после ДПМ. Выбор пути» прошла при поддержке и участии Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, Министерства энергетики Российской Федерации, а также Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Мероприятие собрало более 180 руководителей и специалистов отрасли.
Справка: I этап КОМ предлагается проводить на существующих сегодня условиях – это этап для действующей генерации, хотя, как и сейчас, нет запрета на участие в этом этапе новой генерации. Этап проводится в рамках ценовой зоны с наклонной кривой спроса, с ценовыми параметрами, соответствующими потребностям старой генерации. По итогам первого этапа определяется единая цена КОМ для всех отобранных в ценовой зоне объектов.
Из нового – предлагается ввести возможность по желанию поставщика зафиксировать цену КОМ на 1 или 3 года (сегодня результаты КОМ фиксируются только на 1 год). При этом в последующих КОМ учитываются уже законтрактованные на предыдущих КОМ объемы.
II этап КОМ – отбор и определение цен для проектов модернизации и новой мощности. Во втором этапе могут участвовать действующие объекты, отобранные на первом этапе на срок 1 год, и новые объекты.
Спрос для проведения второго этапа КОМ формируется по территориям (ЗСП), исходя из недостатка для покрытия потребления на этой территории мощности, отобранной на 1-ом этапе, если из ее числа исключить объекты, заявившиеся на 2-ой этап. Предложение состоит из заявок старой мощности на модернизацию и заявок новых объектов.
Объекты, нужные для покрытия спроса на втором этапе являются отобранными и получают оплату мощности в течение 10 лет по цене в заявке (при условии реализации модернизации). Объекты, признанные не нужными для покрытия спроса, возвращаются на 1 год на цену первого этапа, и получают запрет на участие в последующих КОМ.
Таким образом, участие во втором этапе действующих объектов можно приравнять к заявлению на вывод из эксплуатации в случае признания этих объектов «ненужными».
Участие во втором этапе КОМ должны принимать только те поставщики, для которых цена первого этапа КОМ является неприемлемой и для которых стоит выбор – выводить объект из эксплуатации или модернизировать его.
Модель также предусматривает возможность введения государством квоты на модернизацию — объемного или стоимостного ограничения на объекты, отбираемые на 2-м этапе КОМ. Это может стать инструментом для контроля стоимостных последствий, корректировки планов в случае изменения конъюнктуры. Кроме того, модернизировать весь парк генерации одномоментно невозможно — производители оборудования не справятся с объемом заказов, а потребители — с резким удорожанием мощности.
Также обсуждалась возможность установления дополнительных ограничений на участие во втором этапе, таких как возраст генерирующего оборудования, степень выработки паркового ресурса, минимальное значение КИУМ (как подтверждение степени задействованности и нужности генерирующего объекта), локализация производства нового оборудования – развитие отечественной промышленности.
Важной частью обсуждения стала дискуссия о целесообразности первоочередной модернизации ТЭЦ. Обсуждались дополнительные условия на сохранение объема тепловой выработки при 2-ом этапе отбора, возможность отдельной конкуренция ТЭЦ и ГРЭС, вариант замены ТЭЦ на ГРЭС с условием финансирования региону строительства котельной, что дает конкурентное преимущество ТЭЦ.