В ОП РФ обсудили все стороны проблемы по установлению нормативов потребления коммунальных ресурсов

01.05.2017

В Общественной палаты РФ состоялись общественные слушания на тему: «Правовые и экономические аспекты установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов на электроэнергию, холодную и горячую воду, сточные воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома».

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор отметил, что в ОП РФ поступают массовые обращения по вопросам установления нормативов потребления услуг ЖКХ, начисления тарифов ОДН и т.д.

«Количество обращений и жалоб по нормативам тарифов на услуги ЖКХ и к нам в Общественную палату РФ, и в Госдуму, и Совет Федерации и другие заинтересованные ведомства просто зашкаливает. Все это происходит на фоне других не всегда благоприятных экономических и политических событий. К сожалению, некоторые регионы допускают целый ряд серьезных просчетов, ситуация резко отличается в различных субъектах нашей страны. Многие собственники жилья обвиняют управляющие организации, не разобравшись в ситуации, поэтому мы сегодня должны обсудить и решить, что необходимо сделать, чтобы снять этот накал», — сказал Шпектор.

Член ОП РФ также считает, что «нормативы необходимы, более того они должны десятикратно быть увлечены для тех, кто отказывается устанавливать индивидуальные приборы учета». «Также считаю, что приборы учета необходимо устанавливать на все нужды: и на полив территории, и на слив воды при уборке подъезда, а не только общедомовые приборы», — заметил Шпектор.

«С 1 января текущего года мы начали включать в жилищные услуги нормативы потребления на содержание общего имущества многоквартирного дома. В данный момент мы сталкиваемся с рядом трудностей: вопросы, связанные с порядком расчета по действующим нормативам потребления, расчет по площадям общего имущества многоквартирного дома. Также нами было отмечено, что в ряде регионов нормативы к назначенной дате были не установлены, другим значимым вопросом является то, что люди уже привыкли платить по индивидуальным приборам учета, и они не понимают почему к ним применяется средняя величина объема норматива», — прокомментировала текущую ситуацию директор Партнерства АНП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая.

«Тема ОДН появилась в 2012 году, но проблема до сих пор не решена. Нам постоянно говорят, что нормативы занижены, что будет убит весь бизнес, и УК несут убытки, потому что местные власти делают все, чтобы занизить нормативы потребления. Потом было принято решение вернуть ОДН в жилищные услуги. Мы стремились, чтобы УК заботились о потреблении ОДН, старались сокращать эти издержки, чтобы не было просто так вылито много воды в подвале нерадивым сантехником. С учетом введения повышающего коэффициента для безприборников нормативы потребления, и поручения правительства по этому поводу были неоднократно, должны соответствовать реальному потреблению, потому что введен новый механизм, стимулирующий установку прибора учета. В результате полученных данных выявилось, что в ряде регионов люди переплачивают за потребление услугами ЖКХ, если у них не стоят приборы учета», — отметил заместитель Министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Заместитель директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов рассказал, что нормативы потребления электроэнергии резко отличаются по регионам. Отмечается, что наличие лифтового оборудование по потреблению нормативов отличается по субъектам РФ. Удивили данные, что нормативы потребления в домах без лифта ниже, чем в домах с лифтом. Такая же ситуация с насосным оборудованием. Главная проблема отсутствие единой нормативной базы.

Участники заседания отметили, что рост платы населения за жилищно-коммунальные услуги продолжает оставаться социально значимой проблемой. Принятые меры Правительством РФ по долгосрочному ограничению совокупных платежей граждан за коммунальные услуги позволило снизить социальную напряженность населения. В результате установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях рост соответствующей платы в среднем по стране в 2014 году составил 3,8%, в 2015 году — 8,2%, в 2016 году — 6,4%, что не превышало уровня инфляции.

Вместе с тем, внедренный механизм долгосрочного ограничения совокупной платы граждан за коммунальные услуги поставил перед региональными властями сложную задачу по выполнению обязательств перед ресурсоснабжающими организациями. В целях ее решения в некоторых регионах были зафиксированы случаи искусственного изменения нормативов потребления коммунальных услуг, как в сторону завышения, так и занижения значений по отношению к реальному потреблению в зависимости от вида коммунальной услуги.

Также следует отметить, что на сегодняшний день проблема определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг заключается не только в их превышении либо занижении по отношению к реальному потреблению в зависимости от вида коммунальной услуги, но и в прозрачности и четко регламентированной процедуре их установления.

В результате общественных слушаний участники заседания рекомендуют Правительству РФ:

— проработать вопрос по применению нормирования объемов коммунального ресурса для целей содержания общего имущества многоквартирного дома;
— разработать и утвердить методические рекомендаций по осуществлению порядка принятия нормативов потребления коммунальных услуг (ресурсов) уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации в случае инициирования принятия норматива потребления ресурсоснабжающими организациями органами, управляющими организациями;
— разработать предложения по совершенствованию системы установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома для синхронизации расчетов за жилищные услуги, в том числе при применении двухкомпонентных и дифференцированных тарифов, условия применения аналогово метода установления нормативов при высокой оприборенности;
— подготовить предложения по раскрытию информации уполномоченных органов субъектов РФ при установлении нормативов потребления коммунальных услуг (ресурсов).

А также высшим исполнительным органам государственной власти субъектов России:

— ускорить принятие Порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (ресурса) по инициативе ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций;
— активизировать работу, направленную на стимулирование управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций, граждан и организаций к установке приборов учета коммунальных услуг и в зависимости от степени оснащенности многоквартирных домов применять метод аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Разработка сайта - webtronix