На парламентских слушаниях в Госдуме рассмотрели итоги реформирования электроэнергетики

05.05.2017

3 апреля Комитет Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального и первого заместителя Председателя Государственной Думы Ивана Мельникова провел парламентские слушания «Об итогах реформирования электроэнергетики». В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители энергетических компаний, региональных властей, научных и экспертных институтов, отраслевых организаций.

Как отметил первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, сегодняшние слушания посвящены анализу итогов реформы РАО «ЕЭС России», начавшейся 14 лет назад принятием пакета законов о реформировании электроэнергетики. По его словам, электроэнергетика в период реформ 90-х годов «сыграла стабилизирующую роль, накопив огромные объёмы отложенных инвестиций и просроченной задолженности за потребленную электрическую и тепловую энергию из-за неплатежей и отсутствия платежной дисциплины потребителей, не происходило обновления мощностей, ухудшились технико-экономические показатели электростанций выросли потери электрической и тепловой энергии в сетях, нарастало технологическое отставание».

«На втором этапе, в начале 2000-х годов, экономика страны начала постепенно выходить из кризиса. Электроэнергетика смогла удовлетворять в эти годы растущий спрос на электрическую и тепловую энергию за счет старых и избыточных мощностей. Вместе с тем в отрасли все больше проявлялась нехватка средств на ремонт существующих и строительство новых энергомощностей», — сообщил И.Мельников.

На третьем этапе, в 2004 – 2008 годах, по его словам, радикально изменились структура электроэнергетики России, произошло разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) видов деятельности региональных АО-энерго, созданы генерирующие компании оптового рынка и территориальные генерирующие компании. Вместе с тем, за прошедшие годы результаты функционирования реформированной электроэнергетики выявили ряд проблем, которые требуют скорейшего решения и выработки общей позиции профессионального сообщества.

Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, в свою очередь, рассказал о проведенных профильным комитетом мероприятиях и сформулировал задачу слушаний. По его заявлению, масштабное реформирование самой крупной отрасли энергетики было проведено без фокуса на потребителя. Целями реформы были модернизация энергетики, привлечение инвестиций, повышение прибыльности работы отрасли как таковой. Основная задача сейчас — завершение реформирования электроэнергетики в интересах потребителя.

«Главная цель, подчеркнул П.Завальный, — удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры, ограничении перекрестного субсидирования». Как отметил председатель Комитета по энергетике, «приходящие из Правительства законопроекты решают локальные задачи», перечислив их, настаивал на системном подходе, в первую очередь, в решении проблем с «перекресткой» и конкуренцией на рынке сбыта электрической энергии, стимулирования развития интеллектуальной энергетики, надежности поставок и доступности техприсоединения, цен на электрическую и тепловую энергию. О путях достижения этой цели говорили многие участники слушаний.

Заместитель Министра энергетики России Вячеслав Кравченко в своей презентации представил специфику структуры собственности в отрасли, подчеркнув, что доля государства по-прежнему остается достаточно высокой, а «присутствие государства в определенных секторах отрасли является даже избыточным». Говоря об итогах реформирования электроэнергетики, замминистра перечислил ряд достижений, связанных с сокращением сроков подключения к сетевому комплексу, с обеспечением надежности и доступности.

По словам В.Кравченко, «пропал один из основных рисков, который был 15 лет назад, обеспечение мощностью, к этому привело снижение затрат топлива, модернизация и внедрение рыночных механизмов»,  а «отрасль соответствует экономическим условиям в стране, но еще нуждается в совершенствовании управления, снижении аварийности, реформировании теплоэнергетики». «Тепловая генерация оказалась в загоне», — отметил замминистра, рассказывая «об упущениях, отложенных на потом, которые сейчас нас догнали» и «не позволяют нам двигаться вперед», и «выстраивании более жесткой системы при построении новых объектов генерации с обязательным наложением экономических факторов».

Двигаться, по мнению В.Кравченко, предстоит в новую распределенную генерацию, в направлении умных сетей, к энергетике, направленной к потребителю.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев рассказал о проведенной за 10 лет работе ведомства, в частности, по регламентированию процедур техприсоединения, пресечению завышения электропотребления и другим направлениям. Говоря о наследии расформированной Федеральной службы по тарифам, отметил, «удалось обеспечить, что рост тарифов не превысил уровень инфляции».

В ответ на это заявление Павел Завальный выступил с критикой работы ФАС, по его мнению, «не развивающей конкуренцию в отрасли», а также сообщил о большом количестве обращений потребителей в Комитет по энергетике о росте тарифов в несколько раз на электро- и теплоэнергию в отдельных регионах.

Директор Департамента Минэкономразвития России Андрей Мандрон остановился, по его словам, «на фундаментальных вещах», связанных с «современными модельными инструментами», прогнозированием, которое должно вернуться «в лоно государства». Необходимо усилить роль «Совета рынка» и «Системного оператора», чтобы вопросы технической надежности не превалировали над развитием рынка и качественной статистикой, перечислял чиновник. Разрозненные сведения информационных систем отрасли также подверглись критике представителя Минэкономразвития.

Игорь Кожуховский, заместитель генерального директора Российского энергетического агентства по развитию ГИС ТЭК, поднял вопросы «сложных отношений» между сбытовыми и сетевыми компаниями. Нужно сконцентрироваться на совершенствовании целевой модели рынка, восстановить компетенции по моделированию и ведению статистики, от консенсуса по этому вопросу и позиций, будет зависеть вариант развития отрасли: вертикально-интегрированная или распределенная, настаивал он и призвал не подвергать сомнению рыночную модель развития электроэнергетики.

Представители энергетических организаций, заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин и заместитель генерального директора ПАО «Россети» Константин Петухов, поднимали вопросы неплатежей, ДПМ, привлечения дополнительных инвестиций, развития прозрачности розничных рынков электроэнергии и всей инфраструктуры, снижения доли сетей в системе тарифа на электроэнергию, выступали против введения новых типов и видов перекрестного субсидирования.

Председатель Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, говоря о текущем состоянии и перспективах развития энергосбытового сегмента, отметила, что гарантирующие поставщики занимают 44% в неконкурентном сегменте и 52% — в конкурентном. В связи с этим докладчица подняла вопросы неплатежей и выдвинула ряд предложений, направленных на конкуренцию в сетях и установление справедливого формирования цены, экономически выгодного и для потребителя, и для поставщика. А также предложила проводить конкурсы для выбора наилучших инвестиционных решений.

Представители потребителей настаивали на внедрении энергосберегающих технологий и модернизации существующих объектов, выступали против строительства новых мощностей, требовали льготного подключения к сетям, аргументируя тем, что большая их часть загружена лишь на 30%, а в резерве в настоящее время стоит 80 ГВт, говорили о плюсах распределенной энергетики. Отмечали целый ряд системных проблем, фактически сводящих на нет все перечисленные чиновниками и энергетиками достижения из-за отсутствия конкурентных отношений в энергосбытовой деятельности.

К нерешенным в ходе реформы электроэнергетики проблемам представители компаний-потребителей и регионов относили отсутствие свободы выбора и возможности смены потребителем сбытовой компании, обусловленное обязательными поставками всей электроэнергии, вырабатываемой генерацией свыше 25 МВт на оптовый рынок, то есть передача ее гарантирующему поставщику. Критически отзывались о замораживании перехода к системе долгосрочных двухсторонних контрактов, которые на первом этапе признавались основой конкурентного энергосбытового сектора энергетики. Перечисляли недоработки в системе учета потребления энергоресурсов и возникающее в связи с этим наличие значительных разногласий по коммерческому учету между сетевыми и энергосбытовыми компаниями

Кроме того, в ходе слушаний затрагивались проблемы низкой платежной дисциплины потребителей, особенно Северного Кавказа, и между участниками розничных и оптового рынков и сетевыми компаниями.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Сергей Есяков поднял вопросы надежности, считая это одним из главных достижений реформы. Вторым результатом депутат назвал привлечение инвестиций и в генерацию, и в сети. Но, по его словам, не получен экономический результат, на который рассчитывали реформаторы, нет еще конкуренции и прозрачности, появились лишние мощности, которые легли грузом на потребителя и привели к росту цен на тепло и электроэнергию. Согласился с предложениями потребителей о приоритете развития распределенной энергетики как основе для развития розничного рынка электроэнергии.

В завершение обсуждения Павел Завальный провел импровизированных опрос участников парламентских слушаний, в результате которого 2/4 участников признали, что реформа электроэнергетики не удалась, ¼ — удалась и ¼ — воздержались от ответа.

Заслушав и обсудив многочисленные предложения, участники парламентских слушаний одобрили обширный проект рекомендаций Правительству Российской Федерации, Государственной Думе и исполнительным органам власти субъектов Федерации. Все материалы аккумулирует Комитет Государственной Думы по энергетике.

Источник: пресс-служба Государственной Думы
https://www.duma.gov.ru/

Разработка сайта - webtronix