На общефедеральном уровне необходима системная работа по снижению административного давления на бизнес. Именно эта проблема в большинстве случаев удерживает как внутренних, так и иностранных инвесторов от реализации проектов в России, — сообщил Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, комментируя итоговые рекомендации Парламентских слушаний «О первоочередных мерах Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Банка России по обеспечению экономического роста», которые прошли в Госдуме 12 января.
Депутат рассказал, что в настоящее время в России насчитывается более 50 контрольно-надзорных органов, которые вправе проводить проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности. И хотя формально количество проверок сокращается, де-факто муниципальные чиновники, а также должностные лица различных ГУПов и МУПов из года в год усиливают давление на бизнес.
Кроме того, предпринимателей до сих пор прессингуют досудебными расследованиями и обысками, парализующими деятельность компаний. При этом практика показывает, что наиболее злостными нарушителями порядка зачастую выступают сотрудники силовых ведомств (в первую очередь, правоохранительных органов), а обыск помещений и изъятие документации во многих случаях проводится простым распоряжением начальника полиции без санкции суда. Одной из основных причин подобной ситуации является значительное ослабление прокурорского надзора над органами, проверяющими предпринимателей.
Несмотря на то, что Россия существенно улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (со 120-го места в 2009 году до 51-го в 2015 году), проблема административного давления на бизнес по-прежнему остается острой. Анатолий Аксаков отметил, что для системного решения этой проблемы в ближайшее время необходимо: проводить оценку регулирующего воздействия властных решений, которая должна гарантировать не ухудшение условий для предпринимательской деятельности в стране, особенно малого бизнеса.
Недопустимо добавлять к объективным трудностям новые бюрократические препоны, а напротив, следует расширять свободу экономической деятельности, облегчать процедуры регистрации и отчетности, повышать доступность кредитов; ввести бессрочные «антимонопольные иммунитеты» для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), если их годовая выручка от реализации товаров, работ, услуг не превышает 400 млн.рублей. Это означает, что Федеральная антимонопольная служба не сможет признавать такие СМП доминирующими на товарном рынке, устанавливать в отношении СМП запрет на согласованные действия (кроме картельных соглашений) и проводить в отношении СМП внеплановые проверки без согласования с прокуратурой; распространить действие надзорных каникул на средние предприятия; запретить создание ГУПов и МУПов в конкурентных сферах, таких как торговля и общественное питание (поскольку выгодоприобретателями деятельности ГУПов и МУПов зачастую являются должностные лица органов власти, курирующие соответствующую сферу); существенно упростить административные процедуры и резко сократить их количество для согласования и получения разрешений на строительство и реконструкцию объектов недвижимости. Это будет способствовать упрощению, ускорению и увеличению прозрачности разрешительных процедур в сфере строительства, а, кроме того, позволит России улучшить по этому показателю позицию в рейтинге Doing Business (сейчас — 119 место); применять обязательную очную процедуру в субъектах РФ при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) и экспертизы действующих НПА.
Это позволит всесторонне изучить воздействие как уже действующих, так и разрабатываемых НПА на экономическую среду и деятельность предпринимателей; регулярно освещать в СМИ выявленные факты нарушений, принятые меры по привлечению должностных лиц к ответственности и восстановлению нарушенных прав граждан и предпринимателей.
Председатель думского комитета по экономической политике также сообщил, что серьезный риск для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов может создать принятие проекта федерального закона № 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в текущей редакции. Дальнейшее рассмотрение и принятие данного законопроекта следует осуществлять лишь после проведения реформы в области регулирования государственного контроля и надзора, поскольку в настоящее время институт контроля и надзора в большей степени направлен не на предотвращение административных правонарушений, а на привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности и взыскания с них штрафов. В противном случае проект Кодекса, которым существенно ужесточается наказание для предпринимателей по сравнению с действующей редакцией КоАП, будет идти вразрез с проводимой государством политикой поддержки малого и среднего бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране, тогда как Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно подчеркивал необходимость скорейшей ликвидации административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
Анатолий Аксаков сообщил, что в целях минимизации ущерба для ведения бизнеса (в том числе при реализации инвестиционных проектов) при доработке проекта федерального закона № 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» необходимо предусмотреть: введение практики «первого предупреждения» при проверках субъектов малого и среднего предпринимательства МСП. Контролирующим органам при выявлении нарушений не привлекать хозяйствующий субъект к административной ответственности, влекущей штрафные санкции, а выносить предупреждения об устранении выявленных нарушений. Штрафные санкции применять только при выявлении неисполнения предписания в установленный срок в ходе повторной проверки; введение административной ответственности для уполномоченных должностных лиц в виде дисквалификации (т.е. запрета занимать соответствующие должности в случае повторного совершения неправомерных действий по отношению к субъектам предпринимательской деятельности в течение года) за необоснованный отказ в выдаче согласований и разрешений в случае, если такой отказ был оспорен в суде и судом было вынесено решение о неправомерности отказа. Применение данного механизма позволит в значительной степени снизить административные барьеры для малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровне; введение административной ответственности (а в случае нанесения ущерба в крупном и особо крупном размере — уголовной ответственности) за организацию необоснованных проверок субъектов предпринимательской деятельности, блокирование счетов и списание денежных средств, возбуждение административных и уголовных дел, если вследствие таких действий был причинен ущерб субъектам предпринимательской деятельности и впоследствии было принято судебное решение о том, что оснований для проверки субъекта предпринимательской деятельности не было либо имели место нарушения в процедуре организации и проведения упомянутых действий. Данная мера позволит защитить предпринимателей от неправомерных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления и снизить риск организации «заказных» рейдерских захватов бизнеса, что благотворно скажется на уровне предпринимательской уверенности и позволит предпринимателям работать в более стабильных, прозрачных и предсказуемых условиях.
Также необходимо предусмотреть установление административной ответственности (а в случае нанесения ущерба в крупном и особо крупном размере — уголовной ответственности) за организацию необоснованных проверок субъектов предпринимательской деятельности, блокирование счетов и списание денежных средств, возбуждение административных и уголовных дел, если вследствие таких действий был причинен ущерб субъектам предпринимательской деятельности и введение запрета на проведение правоохранительными органами проверок по анонимным сообщениям об административных правонарушениях, — резюмировал Анатолий Аксаков.
Источник: https://www.komitet2-7.km.duma.gov.ru/