После вступления в силу ФЗ №307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» прошло более года. Тем не менее очевидных положительных результатов в сокращении задолженности потребителей за услуги ЖКХ до сих пор не наблюдается. Действия участников рынка по взиманию долгов в судебном порядке не столь эффективны и действенны, как предусмотренные законом меры. О причинах ситуации и о том, как изменить ее к лучшему, шла речь на круглом столе «Неплатежи в ЖКХ: судебная практика и актуальные вопросы 2017 года» в Самаре. Инициатором мероприятия выступила ассоциация «Надежный партнер».
Долги растут
Открывая круглый стол, его модератор, председатель правления ассоциации «Надежный партнер» Андрей Романчук, отметил, что неплатежи, наравне с долгожданным реформированием отраслевого законодательства (речь идет о законопроекте об альтернативной котельной.— Прим. ред.), могут стать серьезным сдерживающим фактором для инвесторов в теплоэнергетику. За год задолженность перед теплоснабжающими организациями в РФ выросла на 16% и, по данным на 1 декабря 2016 года, составила 205,5 млрд руб., в том числе просроченная — 142,5 млрд руб.
Картина в Самарской области соответствует общероссийской, подтвердил заместитель председателя Самарской губернской Думы Александр Степанов. Тема платежной дисциплины актуальна для региона и находится на контроле губернатора Николая Меркушкина. Так, в частности, долг потребителей Самарской области перед одной из крупнейших теплоснабжающих компаний региона — «Т Плюс Самара» — вырос до 7 млрд руб. По данным «Газпром теплоэнерго», с 2014 по 2017 год дебиторская задолженность предприятий холдинга в Самарской области увеличилась с 448 млн до 794,5 млн руб. Еще более пугающими темпами в регионе выросла просроченная задолженность предприятий «Газпром теплоэнерго» — с 219,5 млн до 627 млн руб.
Участники круглого столы уверены, что отключение недобросовестных абонентов от ресурсоснабжения могло бы дать положительный результат в вопросе взыскания просроченной задолженности. Однако применить метод по отношению к населению очень сложно, отметил Виктор Рогоцкий, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике. Во-первых, сложно выполнить это технически. Во-вторых, если во Франции совершенно спокойно можно отключить за неуплату коттедж министра и следствием этого будут выплата штрафа и извинения от министра коммунальщикам, то в России такую ситуацию представить сложно. А кроме министров есть еще масса личностей «неприкосновенных», которые являются задолжниками, хоть и не имеют финансовых проблем.
По словам Александра Степанова, в должниках ходят не только владельцы жилья, но и управляющие компании. Получая деньги от населения, не все из них спешат расплатиться с ресурсоснабжающими организациями. Самое страшное, что грозит такому посреднику,— банкротство. То есть посредники накапливают долги, а потом просто исчезают с рынка. Повлиять на ситуацию с ростом задолженности, по мнению директора самарского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергея Анташева, может принятие эффективного механизма лишения лицензий УК-должников, а также более активная позиция надзорных органов в плане привлечения руководителей управляющих компаний к ответственности за нарушение платежной дисциплины. «Если жители Самары и Тольятти, находящиеся на прямых договорах, оплачивают свыше 97% счетов, то процент сбора с УК-ТСЖ едва дотягивает до 92%,— рассказал Сергей Анташев.— Эта разница — результат реализации мошеннических схем в отрасли, которые энергетики стараются пресекать в тесном взаимодействии с правоохранительными органами».
С ним согласен Андрей Романчук, отметивший, что основные неплательщики за поставленное тепло — это управляющие компании и находящиеся в стадии банкротства и ликвидации краевые и муниципальные предприятия и, к сожалению, предприятия, подведомственные Министерству обороны, долги которого совместно с аффилированными лицами по состоянию на 1 февраля только перед крупной генерацией составляют 6,835 млрд руб., из них 6,078 млрд руб. — это просроченная задолженность, а общая задолженность организаций Минобороны перед ресурсоснабжающими организациями составляет около 29 млрд руб.
Долги Минобороны, как и в случае с УК, накапливаются «благодаря» посредникам. Дело в том, что последние несколько лет коммунальные структуры Минобороны РФ периодически обрастают уголовными делами, банкротятся и передают подведомственное имущество новому преемнику, который повторяет судьбу своего предшественника. Отключить же объект Минобороны за долги практически невозможно. По словам Виктора Рогоцкого, проблема с неплатежами Минобороны скоро сдвинется с мертвой точки: есть поручение Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики под руководством Аркадия Дворковича разобраться в этом вопросе.
Как работает 307-й закон?
Увеличение размера пени, предусмотренное 307-м законом, должно было стать дополнительным стимулом к оплате, чтобы ресурсоснабжающие организации перестали кредитовать своих потребителей. Советник практики по энергетике юридической фирмы Vegas Lex Юрий Татаринов отметил, что были прецеденты, когда суды пытались снизить сумму начисленной неплательщику неустойки. «Пришлось столкнуться и с таким фактом: составление плана погашения задолженности суд счел процессом реструктуризации задолженности, и значит неустойки быть не должно,— приводит пример Юрий Татаринов.— Однако в подавляющем большинстве случаев суды принимают нормы 307-го закона без дополнительного нормотворчества».
Вступление в силу закона об укреплении платежной дисциплины не дало заметного эффекта, считает заместитель генерального директора по правовым вопросам «Газпром теплоэнерго» Юлия Врублевская. «Позитивная новость в том, что судебная практика пошла по пути неуменьшения в судебном порядке неустойки, которая предусмотрена законом. Неустойка не снижается по всей цепочке. Но это подействовало на тех потребителей, которые и так были платежеспособными. Они просто стали платить без отсрочек. Однако кардинального экономического эффекта повышение неустойки не принесло»,— заметила топ-менеджер.
Требование закона о предоставлении должником безотзывной банковской гарантии еще менее эффективно. «В 307-м законе изначально были ограничения: не на всех потребителей распространяется требование о предоставлении гарантий. Оно не распространяется на органы госвласти, органы местного самоуправления, собственников и пользователей, законных владельцев жилых помещений многоквартирных домов, управляющие компании, ТСЖ, специализированные потребительские кооперативы, казенные, автономные, бюджетные учреждения. Вспомним, что в Самарской области 70% должников — это ТСЖ, 20% — физлица, 2% — бюджет и 3% — прочие. Получается, что мы можем применить эту норму к 3% потребителей. Таким образом, реального эффекта она нам не принесет. Кроме того, расходы, которые придется нести на предоставление банковской гарантии, не включаются в тариф, а значит ресурсоснабжающая организация никак не сможет их возместить»,— прокомментировала Юлия Врублевская.
Из неразрешимых в решаемые
Участники круглого стола уверены, что проблему неплатежей вполне возможно перевести из неразрешимых в решаемые. И для этого в юридической практике уже есть подходящие правовые инструменты. «Все методы юридического воздействия уже есть. Просто результат дает именно комплексное использование всех этих методов, последовательная работа: претензии, приказное производство, судебное производство, исполнительное производство, банкротное — если необходимо, заявления в правоохранительные органы, ограничение или прекращение подачи ресурса. По результатам 2016 года такой комплексный подход привел у нас в холдинге к повышению собираемости на 1%. В процентах это немного, а в материальном выражении — более 250 млн руб. Комплексный подход дал этот эффект на фоне всех экономических обстоятельств»,— рассказала Юлия Врублевская.
Одно из предложений «Газпром теплоэнерго» по внесению изменений в законодательство — привязать обязанность по оплате задолженности по коммунальным платежам к объекту недвижимости (внесение изменений в ГК РФ и ЖК РФ, направленных на то, чтобы задолженность по коммунальным услугам продолжала числиться за жилым помещением и обязанность по ее уплате возникала бы у нового собственника помещения). «Идея не новаторская, потому что есть похожая норма, уже закрепленная в ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса, которая говорит, что собственник несет обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД. И при переходе права собственности к новому собственнику переходит и эта обязанность, в том числе и не исполненная прежним собственником»,— поясняет Юлия Врублевская.
Инициаторы предложения уверены, что факт наличия задолженности по коммунальным платежам может стать реальной проблемой по отчуждению объекта недвижимости, при этом собственник никак не будет юридически ограничен в совершении самой сделки, ограничения будут носить экономический характер (при совершении сделки накопленный долг будет учитываться при определении стоимости объекта недвижимости и, скорее всего, будет понижать эту стоимость).
Перечень предложений, подготовленный по итогам мероприятия, будет рассмотрен Комитетом Совета Федерации по экономической политике в период весенней сессии 2017 года.