В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Перспективы развития рынка электрической энергии и мощности в современной экономической ситуации: вопросы нормативно-правового регулирования»

06.04.2015

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, генерирующих и сетевых организаций.

В своем выступлении Член Совета Федерации Виктор Рогоцкий подчеркнул, что развитие рынка электроэнергетики — один из сложнейших вопросов рыночной экономики России. «Емкость этого вопроса – более десяти процентов валового внутреннего продукта. Главной задачей отраслевой реформы было создание оптового рынка электроэнергии, который является одним из наиболее технологически сложных рынков».

Заместитель Министра энергетики Вячеслав Кравченко рассказал о текущей ситуации в электроэнергетике и основных проблемах отрасли, главными из которых он считает сохранение перекрестного субсидирования и низкую платежную дисциплину. До сих пор не введена жесткая ответственность пользователей за неплатежи, отметил он.

Участники мероприятия отметили, что за предшествующие годы в электроэнергетическом комплексе страны помимо положительных результатов проявились системные проблемы, которые не были решены в ходе реформирования. В частности, это касается недостатка инвестиций и модернизацию отрасли, прежде всего, в сетевую инфраструктуру.

Очевидно, что в ближайшей перспективе на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране решение накопившихся в электроэнергетике проблем будет сопряжено с дополнительными трудностями, отмечается в проекте рекомендаций по итогам «круглого стола». «Это приведет к обострению проблемы недоинвестирования российской энергетики, что ставит под вопрос реализацию ранее намеченных инвестиционных программ энергетических предприятий».

По уточненному прогнозу социально-экономического развития на 2015 год Минэкономразвития России снижение суммарных инвестиций в электроэнергетику в 2015 году возможно до 17 процентов по отношению к 2014 году, отмечается в проекте.

Изменившаяся экономическая ситуация создала и новые проблемы, самой острой из которых, по мнению экспертов, является рост процентных ставок по кредитам, а также рост курса валют и инфляция. Это существенно повысит затраты энергокомпаний на операционную деятельность, строительство и модернизацию.

По мнению участников «круглого стола», возможным выходом может стать льготное кредитование. Некоторые банки должны получить право кредитоваться в Банке России, чтобы финансировать инвестпроекты, реструктурировать взятые для них кредиты или обеспечивать операционную деятельность под процент на уровне или ниже инфляции.

Кроме того, в текущей экономической ситуации имеет тенденцию к ухудшению платежная дисциплина как на оптовом так и на розничном рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

 
Председатель Правления НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая представила ряд инициатив по решению проблемы неплатежей за электроэнергию на круглом столе «Перспективы развития рынка энергии и мощности в условиях текущей экономической ситуации. Вопросы законодательного и нормативного регулирования», который состоялся 5 марта в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

За 2 месяца 2015 года задолженность потребителей на розничном рынке электроэнергии (РРЭ) выросла на 51 млрд руб. до 202 млрд руб. Задолженность сетевых организаций за потери выросла более чем на 11 млрд руб. – до 57,7 млрд руб. Основными неплательщиками являются предприятия ЖКХ, управляющие и сетевые компании. За январь 2015 года потребители рассчитались со сбытами только на 77%, в то время как уровень оплаты гарантирующих поставщиков за услуги по передаче, по данным ОАО «Россети», составил 86%. На середину февраля 2015 года в структуре задолженности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) из 36 млрд руб. задолженности гарантирующих поставщиков – 29 млрд руб. составляют долги ГП ДЗО «Россети», более 6 млрд руб. – ОАО «Волгоградэнергосбыт» (чьи неплатежи являются следствием долга крупнейщего должника на розничных рынках ОАО «Химпром»), на прочих гарантирующих поставщиков приходится около 1 млрд руб. Кассовые разрывы оплаты потребителей по обязательствам на оптовый рынок и сетевым организациям гарантирующие поставщики покрывают кредитами в размере более 120 млрд руб., стоимость обслуживания которых в последние два месяца выросла в 2-3 раза.

Первоочередной задачей решения проблемы неплатежей является доработка и совершенствование нормативной базы, в частности скорейшее принятие разработанного Минэнерго России законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». 

В рамках заседания круглого стола было отмечено, что одной из актуальных проблем отрасли остается отсутствие механизма формирования объективного размера обязательств на РРЭ – как гарантирующих поставщиков за услуги по передаче, так и сетевых организаций за потери. В настоящее время крупные сетевые организации имеют возможность существенно влиять на финансовое положение гарантирующих поставщиков, несвоевременно оплачивая им потери либо задерживая оплату услуг за передачу мелким ТСО. НП ГП и ЭСК предлагает дополнить законопроект Минэнерго положениями, о поручительстве «котлодержателя» (при существующей модели взаиморасчетов «котел сверху» — МРСК) по обязательствам всех нижестоящих сетевых организаций перед ГП по покупке потерь.

Для обеспечения полноты поступления денежных средств за поставленные энергоресурсы от бытовых потребителей предлагается внести поправки в Жилищный кодекс РФ, которые позволят ресурсоснабжающим организациям заключать прямые договоры с потребителями. 

Помимо этого, НП ГП и ЭСК считает необходимым изменить механизм оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды (ОДН), а именно: распределить обязательства по оплате сверхнормативных объемов ОДН в равных долях между управляющей компанией и конечными потребителями. Этот позволит снизить риск неполучения гарантирующими поставщиками денег за ОДН, и мотивирует управляющие компании и жильцов проводить мероприятия по снижению потребления на общедомовые нужды.

Также в выступлении Натальи Невмержицкой был затронут вопрос повышения конкурентоспособности сбытового сегмента путем изменения модели тарифного регулирования сбытовых надбавок – с переходом на регулирование через эталон при условии установления включения в него приемлемого уровня предпринимательской прибыли, и увеличения доли свободных договоров на рынке, что позволит потребителям принимать непосредственное участие в ценообразовании. 

Член Правления – начальник Правового управления НП «Совет рынка» Николай Рощенко акцентировал внимание участников заседания на необходимости решения проблемы задолженности за энергоресурсы на розничных рынках, формируемой по вине «неотключаемых» потребителей.

«Основными должниками по оплате электроэнергии на розничных рынках являются потребители, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям», — отметил Николай Рощенко.

Он напомнил, что к категории «неотключаемых» потребителей относятся промышленные предприятия, производящие взрывчатые и химические вещества, боеприпасы, которым необходим непрерывный технологический процесс; организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и другие.

В качестве основных недостатков системы расчетов на розничных рынках, способствующих возникновению и росту неплатежей, Член Правления – начальник Правового управления назвал отсутствие механизмов, позволяющих предотвратить возникновение задолженности и избежать кредитования за счет поставщиков энергоресурсов, недостаточность норм, позволяющих минимизировать возникающую задолженность, несовершенство действующего порядка ограничения поставок энергоресурсов и отсутствие ответственности за незаконное самовольное потребление (кражу) электрической и тепловой энергии.

«Единственным средством борьбы с неплатежами на розничных рынках является истребование задолженности в судебном порядке. Но данная мера неэффективна по причине длительных сроков судебных разбирательств (от 1 до 3 лет), а также зачастую невозможности реального исполнения судебных актов в связи с выводом должниками ликвидных активов или их банкротством», — добавил он.

Затем Николай Рощенко озвучил предложения, вносимые в текст проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» (принят в первом чтении 18.12.2013). «Мы предлагаем установить порядок предоставления нарушающими платежную дисциплину «неотключаемыми» потребителями электроэнергии и потребителями газа, тепла, воды обязательных финансовых гарантий оплаты энергоресурсов», — пояснил он.

Кроме того, необходимо предусмотреть особенности заключения и расторжения договоров аренды объектов ЖКХ (котельные, водоканалы), находящихся в государственной/ муниципальной собственности. Также предлагается установить механизм, создающий возможность ограничения потребления электроэнергии «неотключаемыми» потребителями и обеспечивающий соблюдение этими потребителями требований безопасности при таком ограничении, вести уголовную ответственность за неоднократное (более 2 раз в течение года) самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям.

В ходе своего выступления Первый заместитель генерального директора по технической политике ОАО «Россети» Роман Бердников обозначал позицию ОАО «Россети» по ряду ключевых вопросов работы и развития электросетевого комплекса, включая текущее финансово-экономическое положение сетевых компаний, существующее тарифное регулирование, ответственность потребителей, подающих заявки на технологическое присоединение, за выбор запрашиваемой мощности и ситуацию на розничном рынке электроэнергии. 

Представитель ОАО «Россети» отметил, что на сегодняшний день в дополнение к сдерживанию роста тарифа на передачу и снижение потребления электроэнергии, остро встала проблема неплатежей, что крайне негативно сказывается на финансовой устойчивости, стабильности и платежеспособности предприятий электросетевого комплекса. 

По оценке компании, дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 года составляет 134 млрд рублей, что сравнимо с 4 годовыми ремонтными программами сетей – и магистральных, и распределительных. При этом, в январе и феврале текущего года «Россети» отмечают тенденцию к ускорению роста неплатажей, особенно со стороны гарантирующих поставщиков и так называемых неотключаемых потребителей. 

Важным условием повышения финансовой устойчивости сетевых компаний, по мнению «Россетей», является совершенствование системы тарифообразования, предусматривающую повышение её прозрачности для снижения эффекта «распределенного тарифного регулирования», когда решения ФСТ своеобразно интерпретируются региональными энергетическими комиссиями. 

В целом, существующая система регулирования сильно усложнена и не учитывает целый ряд выявленных в ходе операционно-финансовой деятельности проблем. 

Для решения данных проблем «Россети» предлагают ввести на розничном рынке электроэнергии аналогичные с оптовым штрафные санкции за неоплату услуг, институт «финансовых гарантий» для сетевых компаний, симметричную ответственность гарантирующих поставщиков перед сетевыми компаниями и оптовым рынком, создать в регионах единые расчетные центры, снять запрет на ведение сбытовой деятельности сетевыми компаниями, предоставив им право участвовать в конкурсах на сбытовую деятельность и работать на общих условиях, и обязать гарантирующих поставщиков прекратить монополию, открыв информационные базы обслуживаемых потребителей. 

Отдельное внимание в докладе Роман Бердников уделил вопросу технологического присоединения и развитию электросетевого комплекса. 

В своем выступлении Александр Черкасов, начальник Коммерческо-диспетчерского управления ОАО «ТГК-2» особо отметил, что системные проблемы генераторов заключаются в неравных условиях оплаты за энергоресурсы. В рамках исторически сложившейся отраслевой практики, закрепленной нормативными актами, 85% планового потребления газа генераторы оплачивают до конца расчетного периода (то есть месяца осуществления поставок); более 60% отпуска тепла со стороны генераторов приходится на бюджетные учреждения, жилищные организации, УК и должно оплачиваться до 10 числа месяца, следующего за расчетным. По факту расчеты осуществляются с задержкой – уровень оборачиваемости дебиторской задолженности составляет в среднем 90 дней. Уязвимое положение генератора , который находится в середине платежной цепочки, усугубляется отсутствием механизмов воздействия на неплательщиков. Кассовые разрывы, возникающие из-за несовершенства законодательства, несвоевременной и неполной оплаты тепла, генераторы вынуждены покрывать из кредитов на коммерческих условиях, расходы на которые не учитываются в тарифах. В условиях значительного повышения процентных ставок до 35-40% путь кредитования фактически закрыт. Так же в ТГК-2 выражают опасения в связи с предложениями Минэнерго по выводу из эксплуатации т.н. «вынужденных генераторов», поскольку на текущий момент работоспособных механизмов пор замещению источников теплоснабжения нет. Не меньшие опасения вызывают предложения по изменению статуса неценовых зон (в частности в Архангельской области), поскольку в результате неожиданных изменений «правил игры» на энергетическом рынке договоренности ТГК-2 с китайскими партнерами об инвестировании средств в развитие энергетики Поморья окажутся под угрозой. 

 
Заместитель исполнительного директора по реализации ОАО «РЭСК» (ДЗО ОАО «ЭСК РусГидро») Светлана Волощук отметила необходимость отмены «принудительного» перевода потребителей, энергопринимающие устройства которых подключены к сетям сетевой организации опосредованно через энергоустановки производителей, на расчеты с применением только четвертой или шестой ценовой категории. Следствием указанного запрета явился недопустимый, особенно в условиях нестабильной экономической обстановки, рост стоимости электрической энергии для подавляющего большинства потребителей, а также создание для соответствующих потребителей дискриминационных условий покупки электрической энергии.

В части повышения эффективности процедур полного и частичного ограничения режима электропотребления Светлана Волощук обратила внимание на видимую необходимость усовершенствования правового регулирования оформления и использования величин аварийной брони в отношении потребителей, ограничение режима электропотребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается. В частности предлагается определить право гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) при возникновении обоснованных замечаний к акту согласования аварийной и(или) технологической брони потребовать устранения соответствующих замечаний, а также определить эффективный механизм их устранения (сроки, ответственные стороны, ответственность за не устранение, приостановление действия соответствующего акта до устранения замечаний), а также включение акта аварийной и технологической брони в перечень документов, необходимых для заключения договора (контракта).

Эти и другие предложения войдут в общие рекомендации участников «круглого-стола» Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. 

 

Разработка сайта - webtronix