Рекомендации круглого стола «Актуальные вопросы развития рынков электроэнергии»

03.08.2020

Рекомендации круглого стола

«Актуальные вопросы развития рынков электроэнергии»

IV Ярославского энергетического форума

«Современной структуре экономики – современную инновационную энергетическую инфраструктуру»

17 октября 2013 год

1) Изменение ценообразования с 1 июля 2013 года на РРЭ в соответствии с Постановлением Правительства №442 для потребителей с максимальной мощностью более 670 кВт.

С 1 июля 2013 года изменился порядок ценообразования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Постановлением № 442 установлено, что расчет за потребление электрической энергии производится в соответствии с шестью ценовыми категориями. При этом потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, не вправе выбрать первую и вторую категории. Кроме того, если такие предприятия не имеют приборов почасового учета, определение объемов потребления электрической энергии осуществляется с применением расчетных способов и проводит к значительному увеличению стоимости электроэнергии.

В переходный период, предусмотренный для ведения нового порядка ценообразования, гарантирующими поставщиками активно велась квалифицированная разъяснительная и консультационная работа с потребителями, тем не менее, можно отметить негативные последствия для некоторых потребителей.

Есть две группы потребителей по ценовым последствиям. Из-за особенностей ценообразования первая ценовая категория была очень выгодна по цене, поэтому многие крупные потребители, даже имеющие почасовой учет, были в первой ценовой категории. Для таких потребителей при переходе с 1 июля на третью ценовую категорию последствия удовлетворительные, рост стоимости не более 20-30 %, т.к. они начали оплачивать свою реальную мощность. В ряде случаев отмечено снижение стоимости для некоторых потребителей, которые перешли в соответствующую ценовую категорию и начали платить за собственную мощность.

Значительный рост стоимости электроэнергии отмечен у тех потребителей, которые не имели почасового учета: зафиксирован рост на 60-70% (в отдельных случаях до 300 %). Это следствие того, что был применен расчетный способ, исходя из величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.

Очевидно, что сложившаяся ситуация требует оперативной корректировки.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола, обсудив вопрос практики применения Постановления Правительства Российской Федерации №442, считают необходимым:

1. Обратиться в профильные федеральные органы исполнительной власти с предложениями о пересмотре отдельных положений механизма ценообразования на розничных рынках электрической энергии, включая:

* отмену требования обязательного перевода потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт в третью-шестую ценовые категории и предоставления им права производить расчеты за электрическую энергию по тарифам первой и второй ценовых категорий;

* фиксацию коэффициента оплаты мощности для первой ценовой категории на уровне, который будет стимулировать постепенный переход на третью-шестую ценовые категории;

* использование маржинального дохода гарантирующих поставщиков (при его наличии) на уменьшение перекрестного субсидирования.

2. Рекомендовать региональным органам исполнительной власти совместно с гарантирующими поставщиками электрической энергии в регионах провести разъяснительную работу для потребителей электроэнергии о новациях в порядке ценообразования на розничном рынке электроэнергии, оказывать необходимую информационно-консультационную поддержку потребителей.

2) Законодательные решения проблемы неплатежей на розничных рынках электроэнергии.

В настоящее время во многих регионах России сложилась критическая ситуация по расчетам за потребленные энергоресурсы. По данным НП ГП и ЭСК размер задолженности на розничном рынке электроэнергии превышает 180 млрд. рублей, общий объем долгов на рынке тепловой энергии, по разным оценкам, может превышать эту цифру в три раза.

Несмотря на предпринимаемые государством меры по борьбе с неплатежами в сфере ТЭК и ЖКХ, тенденция увеличения задолженности потребителей перед поставщиками топливных и энергетических ресурсов все последние годы сохраняется.

Так, за 2012 год задолженность потребителей за электрическую энергию, в т.ч. предприятий ЖКХ, организаций, финансируемых из бюджета и объектов Министерства обороны перед гарантирующими поставщиками на розничных рынках электрической энергии увеличилась по сравнению с 2011 годом на 14,5%.

По состоянию конец марта 2013 года размер этой задолженности составлял около 141 млрд.рублей (без учета задолженности территориальных сетевых организаций перед гарантирующими поставщиками по оплате потерь).

Причины роста долгов различные, где-то они носят объективный характер, т.к. вызваны, например, несбалансированным тарифным регулированием или временным сложным финансовым положением должников, но в большинстве случаев неплатежи вызваны несовершенством действующей системы расчетов за энергоресурсы, не позволяющей предотвращать возникновение задолженности или не допускать ее существенного накопления; ненадлежащей платежной дисциплиной потребителей; а также злоупотреблениями со стороны исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК).

1. Одна из основных причин, способствующих росту долгов на розничном рынке электроэнергии, это наличие большого количества потребителей электроэнергии, по отношению к которым действующим законодательством ограничена возможность применения мер ответственности, так называемых, «неотключаемых» потребителей (объекты предприятий водоснабжения, канализации, объекты МЧС, Минобороны, государственных органов, обеспечивающих безопасность страны, бюджетные учреждения здравоохранения, образования, предприятия, осуществляющие опасное химическое производство и т.д.). Практика свидетельствует что, как правило, именно эти потребители входят в группу самых злостных неплательщиков.

Риски неплатежей таких потребителей полностью ложатся на ресурсоснабжающие организации. В то время как невозможность прекращения подачи электроэнергии таким потребителям обусловлена возможным наступлением неблагоприятных последствий экономического, социально характера, либо необходимостью обеспечения экологической безопасности или обороны и безопасности страны, то есть причинами, за которые отвечает государство.

Вместе с тем собственники указанных предприятий и учреждений, которыми, как правило, являются либо государственные, либо муниципальные структуры, в настоящее время никоим образом не несут ответственности за таких потребителей даже в тех случаях, когда неисполнение обязательств перед РСО вызвано действиями собственников (ненадлежащее или недостаточное финансирование бюджетных учреждений).

В этой связи необходимо законодательно предусмотреть:

1) возложение на органы государственной власти субъекта РФ обязанности по формированию и утверждению поименного перечня неотключаемых потребителей;

2) механизмы обязательного гарантирования оплаты энергоресурсов неотключаемыми потребителями в виде любых предусмотренных законодательством РФ способов обеспечения исполнения обязательств (прежде всего, банковские гарантии, бюджетные гарантии);

3) субсидиарную ответственность органов государственной власти субъектов РФ, принявших решение о включении потребителя в перечень неотключаемых, в случае неисполнения последним обязательств по оплате электроэнергии и отсутствия указанных гарантий оплаты энергии.

Нельзя не отметить еще одну весьма распространенную категорию должников, подача электроэнергии которым не может быть прекращена – это хозяйственные общества, а также унитарные предприятия, эксплуатирующие неотключаемые объекты коммунальной инфраструктуры, полученные на праве соответственно аренды или хозяйственного ведения (если речь идет про имущество муниципалитетов или субъектов РФ).

Согласно ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Однако на практике собственники могут легко уклониться от исполнения этой обязанности путем его передачи во владение и пользование хозяйственным обществам, не имеющим сколько-нибудь значительных активов для удовлетворения требований кредиторов. Так, объекты коммунальной инфраструктуры, а также здания, строения, сооружения, нежилые помещения в МКД, принадлежащие муниципальным образованиям или частным собственникам передаются в аренду «пустышкам» которые, накопив долги перед ресурсоснабжающими организациями, банкротятся или становятся отсутствующими должниками. В этом случае долги за энергоресурсы остаются на банкротах, а объект

аренды, которым была потреблена электроэнергия, возвращается его собственнику, который не несет ответственности по долгам арендатора в связи с тем, что согласно ГК РФ по договору аренды имущества расходы на его содержание несет арендатор, если иное не предусмотрено законом или договором аренды.

Полученные собственниками объекты затем вновь передаются в аренду или в хозяйственное ведение новым предприятиям, которые также накапливают задолженность, и схема ухода от долгов и ответственности повторяется.

В связи с этим необходимо:

1) внести в законодательство (Федеральный закон «Об электроэнергетике») дополнения, в соответствии с которыми обязанность по оплате энергоресурсов, потребляемых объектом аренды, относящимся к неотключаемым объектам, должна возлагаться на арендодателя — собственника такого объекта.

Альтернативное предложение: предусмотреть субсидиарную ответственность собственника в случае неисполнения арендатором обязательств по содержанию арендованного имущества в части оплаты потребляемых энергоресурсов, либо обязанность гарантирования собственником исполнения указанных обязательств арендатором путем предоставления поручительства.

2) внести изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с которыми на собственника имущества унитарного предприятия должна возлагаться обязанность принимать меры по погашению задолженности за энергетические (коммунальные) ресурсы, потребленные унитарным предприятием, если по решению собственника из ведения предприятия изымается имущество и передается другому лицу, что приводит к невозможности дальнейшего осуществления должником уставной деятельности и погашения имеющейся задолженности. Такие меры могут в том числе предусматривать погашение задолженности за счет лица, которому передается имущество должника (перевод долга).

2. Во многих случаях в силу технологических особенностей присоединения потребителей к электрическим сетям и законодательных запретов на недопустимость ограничения режима потребления электроэнергии добросовестных плательщиков, прекращение подачи энергии злостным должникам не может быть произведено извне силами гарантирующего поставщика и сетевой организации (например, по причине присоединения к абоненту-должнику добросовестных субабонентов, которым поставка электроэнергии будет прекращена в случае отключения абонента). В подобных случаях ограничение режима потребления электроэнергии может быть введено только самим должником. На практике самоограничение не применяется, т.к. отсутствует ответственность потребителей за невыполнение обязанности по его введению.

1) В связи с этим предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей, предусматривающий ответственность потребителей и субъектов электроэнергетики (гарантирующих поставщиков, сетевых организаций) за нарушение установленного порядка введения ограничения режима потребления.

3. Из общего объема просроченной задолженности весомую долю занимает задолженность исполнителей коммунальных услуг — управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, причинами

образования которой являются как ненадлежащая платежная дисциплина собственников помещений в многоквартирных домах, так и недобросовестность и злоупотребления со стороны исполнителей коммунальных услуг. В жилищной сфере также отсутствует реальная возможность ограничения предоставления коммунальной услуги из-за невозможности ограничить многоквартирный дом целиком, либо отсутствия технической возможности индивидуального ограничения потребителей, в ряде случаев, в силу экономической нецелесообразности данной процедуры (необходимость уведомления гражданина-должника под роспись, и затраты на ограничение, сопоставимые с размером долга без возможности их предъявления должнику). При этом управляющие организации экономически не заинтересованы в проведении эффективных мероприятий по сбору средств и взыскании задолженности за коммунальные услуги с собственников помещений в МКД. Более того, широко распространена схема, когда недобросовестные управляющие организации, накопив задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, организуют банкротство компании с тем, чтобы избавиться от долгов перед РСО, и образовать новую «чистую» от долгов управляющую организацию.

В связи с этим мы необходимо:

1) Установить на уровне закона (во всех отраслевых федеральных законах, касающихся поставок энергоресурсов, а также ЖК РФ) неустойку за просрочку исполнения обязательств по оплате энергоресурсов или коммунальных услуг в размере, который будет мотивировать потребителей и исполнителей коммунальных услуг к своевременному исполнению обязательств по оплате энергоресурсов. В настоящее время неоплата коммунальных услуг и коммунальных ресурсов является одним из самых дешевых кредитов для потребителей. Предлагаемый размер 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа будет соответствовать средней ставке краткосрочного потребительского кредита (17,7% годовых);

2) Законодательно закрепить право ресурсоснабжающих организаций на односторонний отказ от договора на поставку коммунального ресурса с исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК), при превышении задолженности за поставленные коммунальные ресурсы в размере, соответствующем стоимости ресурсов за три и более расчетных периода; В этом случае собственники помещений в МКД переходят на обслуживание РСО без решения общего собрания о заключении прямых договоров с РСО.

Разработка сайта - webtronix