Кто заплатит за долги

03.08.2020

По состоянию на декабрь 2013 года задолженность потребителей розничных рынков перед энергосбытовыми компаниями и гарантирующими поставщиками (ГП) составила 164,5 млрд рублей, задолженность последних перед продавцами на оптовом рынке – 71,1 млрд рублей (с учетом просроченной задолженности).

По данным «Национальной службы взыскания» объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в России в 2013 году составит порядка 886 млрд руб. Рост задолженности с 01.01.2013 оценивается в 33% или 222 млрд руб. в денежном выражении (с 664 млрд руб. на 01.01.2013).

Оценка объема коммунальной задолженности в расчете на домохозяйство в целом по России по итогам 2013 года выросла на 809 руб. (с 2 420 руб. на 01.01.2013 года).

В представленных данных под задолженностью за жилищно-коммунальные услуги понимается задолженность конечных потребителей (физических лиц, промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства, бюджетных потребителей, иных хозяйствующих субъектов) перед поставщиками коммунальных ресурсов и услуг — ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а также долги предприятий ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов. Взаимные долги ресурсоснабжающих компаний в сумме задолженности не учитываются.

Какие меры предпринимаются:

С июля 2013 года ужесточились требования на оптовом рынке электрической энергии. Теперь гарантирующим поставщиком электроэнергии предоставляются ежемесячные банковские гарантии на весь объем потребления. Данное изменение конечно позитивно скажется на платежной дисциплине ГП на ОРЭМ, но в тоже время долговое бремя, связанное с ростом объема просроченной дебиторской задолженности потребителей электроэнергии ляжет тяжелым бременем на гарантирующих поставщиков, ведь теперь им приходится дополнительно кредитоваться, тратя средства не только на банковскую гарантию, а еще и на покрытие долговой ямы…

Объем долгов на рынке тепловой энергии примерно в два-три раза превышает сумму задолженности на розничном рынке электроэнергии (ориентировочно 273,4 и 139 млрд. рублей соответственно).

Эксперты отрасли, вполне обоснованно предполагают что система финансовых гарантий, которая сейчас действует на оптовом рынке электроэнергии и мощности, должна быть распространена на розничные рынки электроэнергии. Действующие правила накладывают чрезвычайно строгие обязательства по платежам на энергогсбытовые компании, не подкрепляя это правами предъявлять такие же жёсткие требования к потребителям в рознице.

По мнению НП «Совет рынка» сбои в платежах на розничных рынках могут привести к невозможности производителей электроэнергии своевременно осуществлять ремонт генерирующего оборудования (ГО), оплачивать топливо в полном объеме и осуществлять подготовку к осенне-зимнему периоду.

Кроме того, несвоевременная оплата электроэнергии потребителями розничных рынков может привести к ограничению или прекращению энергоснабжения потребителей, лишению статуса ГП организаций, поставляющих электроэнергию розничным

потребителям, и, соответственно, нарушению всей системы надежного обеспечения потребителей розничных рынков, возникновению аварийных ситуаций в ЕЭС России и др.

В конце 2013 года Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект №348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». Закон принят в первом чтении.

В случае принятия закона потребитель за несвоевременную оплату электроэнергии обязан будет заплатить неустойку в размере 17,7% от суммы долга за каждый день просрочки. Предлагаемый размер 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа будет соответствовать средней ставке краткосрочного потребительского кредита (17,7% годовых).

Как следует из заключения Комитета Государственной Думы по энергетике по проекту федерального закона № 348213-6 размер законной неустойки 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.

В проекте предложено также уточнить действующие нормы, направленные на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям. Предполагается, что категории таких потребителей определит Правительство, а конкретный адресный список сформируют регионы.

Рассматривая данный вопрос, не стоит забывать, что значительная часть задолженности на розничных рынках электроэнергии приходится на долю «неотключаемых» потребителей.

В заключении Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на данный законопроект отражается острая необходимость перехода к введению новых механизмов стимулирования платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Необходимость на законодательном уровне предусмотреть требования ко всем организациям, включая ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и др., о необходимости гарантий по оплате потребленных энергоресурсов. Необходимо также предусмотреть, как инструмент обеспечения исполнения обязательств по оплате потребленных коммунальных услуг, механизм авансового платежа, стимулируя потребителей к исполнению своих обязательств.

Вполне уместные и разумные предложения, которые без сомнения найдут отражение в нормативных актах, однако одна из задач профессионального сообщества не только решать существующие вопросы, но и по возможности предупреждать их появление и развитие в системные проблемы.

Если перспективами по работе с юридическими лицами все более менее понятно, то работа с физическими лицами идет по «всем фронтам», однако не стоит забывать что 95 процентов жильцов вносят плату своевременно. Распространить меры воздействия на не благонадежных потребителей недопустимо, такая практика приведет только к росту социальной напряженности в регионах и демотивации благонадёжных контрагентов.

По словам Первого заместителя председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ГД Е. Николаевой, в срок коммунальные услуги оплачивают не более 65% населения, 20% населения вносят плату с трехмесячным отставанием, еще 7% задерживают плату на срок до полугода, остальные вообще не платят, при том что уровень собираемости платежей в среднем по России в январе-сентябре 2013 года составил 95%.

На мой взгляд, сейчас первостепенно развернуть работу по прекращению откровенного воровство в ЖКХ, ведь не редки случаи когда собранные с населения средства просто оседают в карманах руководителей УК! Очень важно при этом разорвать порочную связь местных и региональных чиновников с предприятиями жилищно-коммунального комплекса, в противном случае не важно: лицензирование или саморегулирование – результат останется прежним.

В комплексе рассматриваемых инициатив пока остается абсолютно непонятным заявление Заместителя Министра строительства и ЖКЖ Андрея Чибиса относительно внесения законопроекта «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» предусматривающего возможность доля Управляющих компаний многоквартирных домов право предоставления скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг тем жильцам, которые будут платить авансом. Дождемся официального опубликования текста ПФЗ, хотя уже сейчас понятно, что вопросов по нему будет достаточно…

Все большую обеспокоенность вызывает тот факт, что граждане ставят выплату по кредитным обязательствам превыше задолженностей за услуги ЖКХ и ТЭР.

Задолженность россиян перед банками к концу 2013 года составит 10 трлн. рублей, причем большая часть из этой суммы – необеспеченные кредиты.

Задолженность по рублевым ипотечным кредитам увеличилась за 9 месяцев на 408,9 млрд рублей (на 21,8%) до 2 трлн 283,2 млрд рублей. Задолженность по валютным (в рублевом эквиваленте) кредитам сократилась на 7,2 млрд рублей (на 5,9%) до 115,6 млрд рублей.

За 9 месяцев банки предоставили 557,3 тыс. ипотечных кредитов, что на 17% больше, чем в январе-сентябре 2012 года (476,4 тыс. кредитов).

Количество потребительских кредитов выданных физическим лицам постоянно увеличивается – это в том числе обусловлено крайне агрессивной маркетинговой политикой банков…

По подсчетам Центробанка, просроченным оказался каждый четвертый кредит, выданный банками населению.

Эксперты уже называют причину роста неплатежей — это ухудшение ситуации в российской экономике. Доходы работающих граждан перестали расти, а часть неплательщиков по кредитам вообще потеряла работу.

31 декабря 2013 года в Государственную Думу внесен законопроект № 421437-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предлагаемые ПФЗ изменения дают право организациям, в пользу которых имеются вступившие в законную силу решения суда о взыскании денежных сумм по гражданско-правовым договорам. Соответственно долги перед РСО и предприятиями ЖКХ могут войти в кредитную историю, однако, только после соответствующего решения суда о взыскании.

20 ноября 2013 года, на очередном пленарном заседании Совета Федерации выступил представитель в Верхней палате парламента Виктор Викторович Рогоцкий, предложив законодательно запретить банковским, кредитным организациям кредитовать физическим лиц, имеющим просроченную задолженность за услуги ЖКХ и ресурсы более чем за 6 месяцев.

В воем выступлении Виктор Рогоцкий также предложил энергетикам задуматься над созданием собственной организации, представляющей заинтересованным организациям данные о наличии или отсутствии у гражданина или организации просроченной задолженности по оплате коммунальных ресурсов.

По итогам Пленарного заседания, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила Рабочей группе по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении эффективностии о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (к ведению которой, в том числе, с недавнего времени, относятся вопросы энергетики и ЖКХ) совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом Совета Федерации по экономической политике и Комитетом Совета Федерации по социальной политике рассмотреть вопрос о неплатежах за потребленные энергоресурсы с целью выработки мер по их устранению!

Создание отраслевых инструментов мониторинга ситуации с платежной дисциплиной в субъектах Российской Федерации особенно важно в свете озвученной на заседании правительственной комиссии по развитию СКФО инициативы Министра энергетики РФ А.В. Новака по установлению показателя уровня расчёта за топливно-энергетические ресурсы для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц регионов.

13 декабря 2013 года в ходе состоявшегося в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседания «круглого-стола» на тему: «Информационная политика в энергетике. Общественные и социальные инициативы» ОАО «ЭСК РусГидро» выступило с инициативой проведения Федерального конкурса «Надежный партнер» — призванного стимулировать различные группы потребителей к своевременной и полной оплате за потребленные энергетические ресурсы и оказанные услуги предприятий жилищно-коммунального комплекса.

В рамках проекта «Надежный партнер» предполагается проведение региональных этапов – силами организаций участников рынка тепловой и электроэнергии и федерального, представление к участию в котором будут представлены по итогам региональных этапов. Одновременно предполагается активизация информационной работы с потребителями, формирование единообразного подхода к информационной работе тиражируемого на территориях присутствия организаций – участников проекта и т.д.

Федеральный конкурс «Надежный партнер» и рейтинг должников в ТЭК и ЖКХ – «Безнадежный партнер» по мнению участников заседания вполне могут стать одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования потребителей и мониторинга практики применения федерального законодательства в субъектах Российской Федерации

с последующей подготовкой предложений по внесению изменений в действующую нормативную базу.

Разработка сайта - webtronix