Решение, невыгодное всем, или кому нужна революция в сфере ЖКХ

22.10.2020

3 июня 2015 г. в Комитете Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству состоится итоговое рассмотрение подготовленных Минстроем России предложений по вопросу изменения порядка оплаты коммунальных ресурсов, потребляемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее – ОДН). Комитету предстоит принять непростое решение: одобрить разработанные Минстроем России поправки и рекомендовать их для принятия Государственной Думой или под натиском общественности направить данные поправки на дополнительную проработку.

Напомним, что Минстроем России предлагается перенести затраты на приобретение ОДН из состава платы граждан за коммунальные услуги в состав платы граждан за содержание жилого помещения. Расходы на ОДН предлагается включать в плату за содержание жилого помещения исходя из нормативов, установленных субъектами Российской Федерации. Право граждан на проведение расчетов за ОДН исходя из фактических показаний, подтвержденных общедомовым прибором учета, исключается.

Данные изменения предложены Минстроем России в поправках к проекту федерального закона № 500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект № 500410-6) в рамках его подготовки к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой. 19 мая 2015 г. эти поправки уже были рекомендованы комитетом для их принятия Государственной Думой. Однако под воздействием массовых обращений организаций ЖКХ, ресурсоснабжающих компаний, их ассоциаций и представителей органов власти было принято решение провести дополнительное заседание комитета для их обсуждения.

Что же вызывает такое всеобщее общественное недовольство? Казалось бы, те же самые расходы граждан просто переименовываются и включаются в другую статью затрат. Однако не всё так просто. «От этого решения пострадают и граждане, и управляющие компании, и ресурсники», — предупреждают эксперты, — «такое решение невыгодно всем!».

Еще в ноябре 2014 года, в своем обращении в федеральные органы исполнительной власти руководители организации, входящих в число участников Проекта «Надежный партнер» обратили внимание глав федеральных органов исполнительной власти на безосновательность включения платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, в состав платы за жилищные услуги.

По мнению отраслевого сообщества принудительный перевод затрат на ОДН из коммунальной услуги в плату за содержание жилого помещения только маскирует существующие проблемы. По сути же, никаких мер, направленных на фактическое снижение объема коммунальных ресурсов, используемых на ОДН и, соответственно, сокращения затрат граждан на их оплату, не предложено.

В то же время, предлагаемые изменения порядка оплаты ОДН могут повлечь значительные негативные последствия и существенно усугубить существующие в сфере ЖКХ проблемы. Именно к таким выводам единогласно пришли все участники «круглого стола», проведенного по указанному вопросу 27 октября 2014 г. Комитетом по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Во-первых, серьезную обеспокоенность вызывает риск существенного роста совокупных расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги при реализации предлагаемых изменений. Ведь теперь величина расходов граждан на ОДН будет зависеть не от величины фактического потребления коммунальных ресурсов, используемых на ОДН и определяемых по показаниям приборов учета, а от размера норматива, установленного в субъекте Российской Федерации. Если указанных норматив окажется выше фактического потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, то это сразу приведет к росту расходов граждан.

При этом, как ни странно, больше всех пострадают граждане, которые на протяжении нескольких лет проводили и проводят в своих многоквартирных домах энергосберегающие мероприятия, направленные на фактическое снижение ОДН (ремонты внутридомовых сетей, выявление случаев воровства коммунальных ресурсов и т.д.). Несмотря на фактическое снижение в результате таких мероприятий количества потребляемых в домах коммунальных ресурсов , при начислении платы за ЖКХ по нормативам расходы граждан не уменьшатся, а, наоборот, возрастут.

Исходя из предварительного анализа действующих в регионах нормативов потребления коммунальных ресурсов на ОДН отмеченный риск роста совокупных расходов граждан на услуги ЖКХ существует примерно в половине субъектов Российской Федерации, где установленные нормативы превышают средний фактический расход коммунальных ресурсов на ОДН.

Следует отметить, предлагаемый перевод затрат на ОДН из коммунальной услуги в плату за содержание жилого помещения повлечет необходимость переоформления прав граждан на льготы (субсидии) по оплате жилищных и коммунальных услуг. При этом, их переоформление будет возможно только, если соответствующие расходы будут учтены в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на 2016 год. Для этого необходимо, чтобы к моменту подготовки данных бюджетов (т.е. примерно к ноябрю 2015 г.) были приняты все необходимые подзаконные акты, предусматривающие порядок реализации нового подхода начисления платы за ОДН.

Однако в настоящее время отсутствуют даже проекты указанных нормативных актов и когда они появятся, не ясно. В то же время, если необходимые подзаконные нормативные акты не будут приняты в ближайшее время, реализация прав граждан на льготы (субсидии) по оплате в 2016 году услуг ЖКХ может оказаться невозможной.

Ничего хорошего от предлагаемых изменений не ожидают и управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. В тех субъектах Российской Федерации, где нормативы на ОДН установлены на заниженном уровне, у указанных компаний возникнут колоссальные негативные последствия, вплоть до массового банкротства. Дело в том, что на данные организации предлагается возложить все расходы на оплату «сверхнормативного» ОДН (т.е. разницы между фактическим объемом потребленных в многоквартирном доме коммунальных ресурсов и установленным нормативом), однако источник компенсации таких расходов не опреден. Поэтому по факту управляющие компании и ТСЖ просто не смогут оплачивать ресурсоснабжащим компаниям «сверхнормативный» ОДН или будут оплачивать его за счет снижения расходов на управление многоквартирными домами, что скажется на качестве обслуживания граждан.

Серьезно обеспокоены и ресурсоснабжающие организации. Которые прогнозируют значительный рост уровня неплатежей (изначально законопроект был призван бороться с зашкаливающими неплатежами) за фактически поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы вследствие отсутствия у управляющих компаний и ТСЖ денежных средств на оплату «сверхнормативного» ОДН.

Получается, что предлагаемые Минстроем России изменения порядка оплаты ОДН не устраивают ни граждан, ни управляющие компании и ТСЖ, ни поставщиков ресурсов. В связи с чем возникает вопрос: стоит ли торопиться с их принятием?

А пока Комитет Государственной Думы по ЖКХ готовится к решению этого вопроса, представители отраслевого сообщества готовят очередные письма в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

Выразить свое мнение по данному вопросы Вы можете на странице Проекта «Надежный партнер» в социальной сети Facebook https://www.facebook.com/nprating или направив свое письмо в адрес Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и/или Правительства Российской Федерации.

Разработка сайта - webtronix